ПРОЕКТ

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению «журналистика»

Квалификация (степень) бакалавра - это академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации и выработке навыков выполнения исследовательских работ.

Квалификационная работа бакалавра по направлению «журналистика» должна свидетельствовать об умении автора работать с литературой, разбирать и обобщать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки научного исследования.

 Рекомендуемый объём работы - 40-60 страниц печатного текста без приложений. 

При написании и оценке работы предлагается обращать внимание на следующие её признаки.

1.      Правильно ли оформлена рукопись?

2.      Логична ли структура текста?

3.      Верны ли методологические основы, которых придерживается автор?

4.      Имеется ли в тексте оригинальное исследование представительного фактического (эмпирического) материала?

5.      Есть ли классификационная работа?

6.      Есть ли теоретическое обобщение (типология)?

7.      Выявил ли автор закономерности развития изучаемого объекта?

(ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ РАБОТЫ БАКАЛАВРА ЯВЛЯЮТСЯ ПУНКТЫ 1-3. )

Правила оформления выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги в формате А4. Поля должны оставаться по всем четырём сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое -не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, количество знаков на странице - примерно 2000. Шрифт должен быть чётким, № 13, с полуторным интервалом.

Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (Введению, Заключению, Списку литературы, Приложениям и т.д.).

· 2. Страницы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Первой страницей является титульный лист. Номер на первой странице не ставится.

· 3. Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение 1).

· 4. После титульного листа помещается Содержание (оглавление) с указанием номеров страниц. Содержание оформляется по установленному образцу.

· 6. Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, табл. 1, рис. 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над её названием.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком.

При цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включается в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник. (Наличие в тексте ссылок подчёркивает научную добросовестность автора)

Правила оформления списка использованной литературы

Варианты расположения литературы в списке:

  • алфавитное;
  • по типам документов;
  • систематическое;
  • по мере использования (по главам и разделам);
  • хронологическое и др.

Например, использованные источники могут быть расположены по следующим разделам:

1.      Статьи из энциклопедий, словарей и справочников,

2.      Законодательные и инструктивные материалы;

3.      учебная литература; 

4.      монографии;

5.      периодическая литература - статьи из журналов и газет;

6.      материалы из других источников (например, из всемирной сети - Интернета)

Расположение материала в списках определяется автором. В любом случае внутри разделов сведения об источниках располагаются в алфавитном порядке (автор или заглавие).

См. также очень подробные Рекомендации по оформлению ссылок, цитат, списка литературы к учебным и научным работам.

Небесполезно познакомиться с рекомендациями научной библиотеки РГГУ

Правила оформления ссылок на использованные литературные источники

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после неё в скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно в скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц. Например: (Гребне, 1999), (Fоge1,1999, 1993). Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.

Правила оформления приложений

 Приложение - это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на последних её страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри", оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Электронный вариант выпускной работы бакалавра.

Обязательно сдаётся на кафедру дискета (CD, DVD) с файлом, содержащим текст выпускной работы. Формат – Word.

Название файла должно соответствовать следующему формату: Имя, инициалы, название, год. Например: Конкка О.В. Сетевые организации в эпоху Интернета. Выпускная работа. 2005

На дискете должна быть наклейка следующего формата: Фамилия, инициалы, название, вид работы, год. Например: Конкка О.В. Сетевые организации в эпоху Интернета. Выпускная квалификационная работа бакалавра. 2005 г.

Структура работы

Структура работы должна содержать Введение, 2 или 3 главы, Заключение. Введение в сжатом виде представляет собой описание всей работы:

  • объяснение название,
  • тема,
  • ее научная и практическая актуальность,
  • степень разработанности проблемы другими авторами / характеристика предшествующих исследований, то есть небольшой обзор работ по изучаемой теме/,
  • проблема, которую не сумели решить предшественники, или которая ими не ставилась, но представляется актуальной;
  • цель исследования - решение выявленной проблемы,
  • задачи, которые нужно выполнить для достижения этой цели,
  • описывается структура работы (перечисляются названия глав и параграфов, раскрывается их содержание).

Возможно и другие дополнительные пункты Введения (Предмет исследования, Объект исследования - массив фактов для разбора или обобщения, Теоретические основы исследования , Метод исследования, Границы исследования - хронологические или пространственные; Основные положения, выносимые на защиту - тезисы и др.)

Первая глава - обычно является методологической, теоретической частью. В ней проблема решается абстрактно, умозрительно и даже гипотетически. Авторы чаще всего посвящают первую главу некоторым рассуждениям о поставленной проблеме; в ней могут быть обзоры предшествующих работ по данной теме, некоторая предыстория вопроса. Во всяком случае здесь чаще ставится проблема, чем решается.

Глава вторая - должна быть практической, экспериментальной. В ней часто авторы применяют в качестве инструмента для объяснения или оценки каких-то реальных явлений те принципы, которые были обоснованы в предыдущей главе.

Соотношение между первой и второй главами можно условно представить как отношение между тезисом и аргументом. Всякая теория есть в некотором смысле только тезис, то есть, нечто вероятное, возможное, не противоречащее логике, но неосязаемое /от греческого слова «теоретос» – видимый/. Верность теории подтверждается только практикой, этим решающим аргументом.

Заключение – обязательная часть всякого сочинения. В нем автор должен:

  1. повторить основные выводы, результаты работы,
  2. дать самокритичную оценку тому, насколько удалось ли ему достигнуть провозглашенной во введении цели и выполнить задачи:
  3. насколько верными оказалось методологические принципы, которых он придерживался,
  4. определить перспективы дальнейших исследований по данной теме.

Методологическая обоснованность работы

Она определяется во многом тем, насколько хорошо автор усвоил фундаментальную классическую литературу по изучаемому вопросу. Это видно у же по списку литературы.

Во-вторых, действительно ли он опирается на работы этих авторов, или просто ограничился их упоминанием в списке.

Если автор является первооткрывателем темы и не имеет предшественников, то его метод должен быть обоснован либо в особой теоретической главе, либо назван, если он относится к классическим методам науки (наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ, синтез, моделирование, исторический метод, логический метод, восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод) [1] .

Надо обращать внимание на соблюдение законов логики (тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания), использование правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных) и корректность использования терминов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ) ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ СОЧИНЕНИЮ

Эмпирический материал в научном исследовании.

В работе могут быть представлены новые научные факты (этим научное сочинение отличается от реферативного).

Главное требование к фактическому материалу: это должен быть представительный массив данных. Иными словами, материала должно быть так много, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что ваши выводы есть результат именно грандиозного обобщения, а не подтасовка случайных фактов. Например, если вы намерены дать полную характеристику какого-либо журнала, то, естественно, вам предстоит изучить не один десяток, а то и сотню его номеров, чтобы выявить закономерности в его идейной направленности. Декарт советовал «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» (Декарт Р. Рассуждение о методе).

Классификация эмпирических данных-

Классификация эмпирических данных - следующая ступень научного познания. Для того, чтобы разобраться в хаосе фактов, применяется прием разделения их на классы – такие группы, в которых они объединены по каким-либо очевидным признакам. Классификация – это первый, самый простой способ упорядочивания материала, путь к нахождению типических явлений. Классификация еще не есть теория объекта, но зато это уже не просто реестр, список наличного материала.

Типология

Типология есть высшая степень упорядочивания объекта исследования, составление его теоретической абстрактной модели, охватывающей все возможные формы существования объекта. Это практически главная основа теории объекта. К самым известным типологиям относятся периодическая система химических элементов, созданная великим русским ученым Д.И.Менделеевым, кристаллографическая таблица Е.С.Федорова, учение о стадиальности общественного развития.

Открытие закона

Закон – «необходимое существенное устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями» . Открытие закона - высшая цель науки. Знание законов развития позволяет предвидеть изменения. Поэтому замечательный русский естествоиспытатель, основатель гелиобиологии А.Л.Чижевский подчеркивал, что «цель науки – прогноз».

Выявление закономерностей массово-коммуникативных процессов является необходимым условием создания общей теории, которой пока еще нет в достаточно разработанном виде.

Открытие нового закона – вещь редкая, Чаще всего исследователь имеет дело не с одним законом, а с проявлением закономерности, то есть с «совокупностью взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающей устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы».



[1] См. Кузин Ф.А. Диссертация. М., 2000. С.48-60.

| О хозяине кабинета | Публикации Пряхина М.Н. | Страница для студентов| Библиотека|Архив новостей | Карта сайта |

вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@mtu-net.ru