Разбор и оценка портретного очерка

(пример выполнения самостоятельной работы по курсу "Основы риторики")  

Для студентов первого курса, которые осваивают жанр портретного очерка, очень полезно предварительно попробовать проанализировать работу профессионалов. Для этого я рекомендую выполнить письменное задание, которое можно сдать своему преподавателю и получить за это дополнительно до 12 баллов.

Ниже приводится примерный анализ портретного очерка из "Самого читаемого журнала в мире" (именно так написано на обложке каждого номера) Ридерз Дайджест (Reader's Digest) на русском языке. Очерк, впервые опубликованный в газете "Известия", был выбран и отредактирован в соответствии со стандартами западной журналистики и с учётом особенностей русского читателя. Очерк называется "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" (автор - Ю.Медведев). Ридерз Дайджест, май-июнь 2001, с. 91- 93.(Объём - 671 слово). Вот как выглядят страницы этого небольшого очерка:

ВНИМАНИЕ! Совершенно не обязательно проводить такой же подробный анализ, как это сделано ниже.

Всё, что требуется от Вас - это краткая оценка выбранного Вами очерка примерно на одной странице (см. Об оформлении Самостоятельной работы)


СОДЕРЖАНИЕ:

Медведев Ю. «Герой нашего времени» // Ридерз Дайджест. Май-июнь, 2001. С.91-93.


Константин Воронцов строит честный капитализм

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Юрий Медведев

Когда по утрам Константин Воронцов выходит из станции метро «Библиотека им. Ленина» и шагает по Воздвиженке с рюкзаком за плечами, он мало чем выделяется из толпы. А вместе с тем в 2000 году за научные исследования в области информатики, выполненные без отрыва от производства, Воронцов был удостоен звания лауреата конкурса молодых ученых Российской Академии наук. Работает Константин на ММВБ  - той самой Московской межбанковской валютной бирже, сердце российского капитализма.

В свои 29 лет, как считает его научный руководитель, член-корреспондент РАН К. В. Рудаков, Воронцов уже внес существенную лепту в развитие математических основ информатики и застолбил себе место в анналах науки. В эпоху, когда объектом компьютерной обработки становятся уже и сами задачи и методы их исследований, молодой ученый показал, как сделать электронный «разум» еще умнее. Чтобы компьютер с высокой точностью ставил диагнозы заболеваний, искал полезные ископаемые, играл на бирже, предсказывал по формулам свойства химических соединений и лекарств, распознавал устную речь и печатные тексты. Специалисты в области искусственного интеллекта считаются элитой информатики. Они берутся за решение таких задач, перед которыми пасует классическая математика. Яркий пример — постановка диагноза больному с помощью ком­пьютера. Вначале компьютерной программе сообщают истории бо­лезни, скажем, ста пациентов. А дальше начинается то, что класси­ческие математики называют ша­манством. Программу настраива­ют так, чтобы на  основе достаточно скудной информа­ции можно было распознавать забо­левания у тысяч па­циентов с разным набором симпто­мов. Аналогичная задача: как, зная характеристики одно­го-двух месторож­дений, например, золота, открывать новые.

В 70-е годы науч­ная школа академи­ка Ю - И. Журавлева совершила прорыв, теоретически пока­зав, какие нестандартные задачи в принципе имеют решение. Ученик этой школы, Константин Воронцов сделал следующий шаг: нашел универсальный ключ к решению многих нестандартных задач.

Учась в шестом классе, Костя при­шел в лабораторию к отцу, профессору Института стали и сплавов, и впервые увидел компьютер. Он как завороженный смотрел па причуд­ливые геометрические фигуры, ко­торые медленно двигались по экра­ну. Картинки казались необыкно­венно красивыми и действовали гипнотически. А программист пред­ставлялся Косте настоящим вол­шебником.

Вернувшись домой, Костя обложился книгами и шаг за шагом начал осваивать компьютер и учиться программировать.

В 1990 году, когда Костя был студен­том второго курса знаменитого Мос­ковского физико-технического инсти­тута, куда он посту­пил после школы, умер его отец. Без­мятежная жизнь в благополучной про­фессорской семье кончилась. Мама ра­ботать не могла, и Константин, не оставляя института, устроился на скромное жалованье на работу в од­но из госучреждений.

Это был период расцвета палаточно-челночного капитализма. Его сообразительные однокурсники брали кредиты, организовывали свои фирмы, проворачивали крупные сделки. Они приглашали в свой бизнес. Воронцова, но он отказывал­ся, предпочитая тратить свободное время на научные исследования. Большинство из его однокурсников в конечном итоге ушли из науки, по­теряли свои капиталы так же легко, как и нажили. Воронцов же приоб­рел имя в научном сообществе. Со временем появилась и интересная и хорошо оплачиваемая работа.

На ММВБ в ведении Воронцова ком­пьютерная система, следящая за ходом торгов. Именно она должна обеспечить честную игру, защитить рынок от сговоров, провоцирующих обвал, и выявить мошенников.

Сейчас Воронцов также работает над новым проектом — компьютерной моделью торгов, в которых участвуют сотни игроков. И каждый непредсказуем.

— С помощью этой программы создаётся также тренажер для желающих обучиться честно зарабаты­вать, играя с ценными бумагами, — рассказывает Воронцов. — Для мил­лионов людей на Западе это один из главных источников дохода. Они хранят деньги не в кубышке, а в ак­циях. У нас в этом вопросе почти полная неграмотность. Надо не отдавать деньги очередному Мавроди, а учиться распоряжаться ими само­стоятельно.

Еще один проект Воронцова — это программа, мгновенно превращаю­щая потоки самых разных цифро­вых данных, поступающих на биржу в наглядные и простые графики. Эту свою разработку Константин выставил для всех желающих ею воспользоваться на своем сайте в Интернете www.beep.ru/~volkov.

Биржа — это не НИИ советских времен, где утреннее чаепитие плавно переходило в обед. Здесь надо крутиться, чтобы преуспеть. Жесткий режим биржи, считает Ворон­цов, его здорово дисциплинирует. Кроме того, здесь он может реали­зовать теоретические наработки, идеи, которые чаще всего рождают­ся в голове молодого ученого-прак­тика, пока он едет в метро, за полтора часа исписывая по несколько страниц.

Глядя на Константина Воронцова, невольно думаешь: вот образ героя нашего времени. Он самостоятелен, не ждет милости от государ­ства, имеет нравственные принципы и хорошее образование — особенно в области информатики.

Этот текст оценивался по известной схеме:

Критерии оценки портретного очерка

1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2. Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4. Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5. Есть ли сенсационная, (уникальная, интимная) информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

7. Этичен ли текст? (ЭТИЧНОСТЬ)

Шкала оценки

Каждый параметр оценивается по трёхбалльной шкале.

Ноль (0) баллов – данный параметр отсутствует или неприемлем

Один (1) балл – параметр присутствует, но не вполне удовлетворяет требованию

Два (2) балла – параметр вполне удовлетворительный

Количество баллов

ОЦЕНКА

12-14

Отлично

9-11

Хорошо

6-8

Удовлетворительно

менее 6 баллов

Неудовлетворительно

Вот что получилось после применения этих критериев при оценке очерка:

Краткая оценка портретного очерка: Ю.Медведев «Герой нашего времени» // Ридерз Дайджест. Май-июнь, 2001. С.91-93.

Параметры оценки

Пояснение

Оценка

Заголовок

«Герой нашего времени» - не оригинален, но соответствует содержанию.

1

"Главный абзац"

Главный абзац есть. Но в очерке - несколько смысловых центров, и главная идея – а именно призыв к активной игре на бирже (См.: Поиск смысловых центров в очерке) – обнаруживается неявно, в развязке, где Герой выступает не просто как компьютерный программист, а как идеолог капитализма. Вот этот абзац: "Для миллионов людей на Западе это (игра на бирже - М.П.) один из главных источников дохода. Они хранят деньги не в кубышке, а в акциях. У нас в этом вопросе почти полная неграмотность. Надо не отдавать деньги очередному Мавроди, а учиться распоряжаться ими самостоятельно".

1

Изученность

Образ Героя очерка складывается из 20 фактов (см. таблицу элементарного анализа образа Героя):  в разной степени полноты присутствуют все основные свойства его личности («Имя», «Характер», «Тело», «Происхождение», «Семья», «Профессия», «Достояние»).

 Использованы также все типы источников информации – «Общественное мнение», «Свидетели», «Документы», «Наблюдаемые эпизоды», а также (авторское) «Размышление».

  Использованные автором источники можно разделить на 2 группы.

 Первая группа – «явно упомянутые»:

  1. Общественное мнение о специалистах по искусственному интеллекту,
  2. Интервью научного руководителя – члена-корреспондента РАН К.В.Рудакова
  3. Фотография самого Героя, помещённая в журнале вместе с очерком,
  4. Интервью с самим Героем
  5. Ссылка на персональный сайт самого Героя (www.beep.ru/~vokov)
  6. Личные наблюдения автора, выраженные в описываемых эпизодах из жизни Героя.

 Эта группа источников предоставляет 9 фактов и мнений для очерка.

 Вторая группа источников – неявные, на которые нет ссылок, о которых можно только догадываться (скорее всего, интервью с самим героем очерка, может быть, какая-то литература).

Из этой группы источников - 11 фактов.

Основные факты и мнения (10 из 20) касаются профессиональной деятельности Героя очерка, что вполне соответствует задаче Автора – создать образ преуспевающего профессионала.

 Из 35 возможных элементов образа личности в очерке присутствуют 11 (т.е. 31,4%), что позволяет оценить изученность как недостаточную (предположительно, минимальная достаточность составляет 33,3%).

1

КОМПЕТЕНЦИЯ

Ясно указаны его главные достижения, его жизнь, отданная науке. Вместе с тем, наука, которая была для него смыслом, целью жизни, становится как бы вспомогательным инструментом в его новом увлечении - строительстве «честного капитализма». Такой вывод можно сделать из его слов о необходимости активно играть на бирже (абзац №11), так и из подзаголовка «Константин Воронцов строит честный капитализм».  Это несоответствие заставляет предполагать, что был какой-то момент смены смысла жизни. Или же Автор (или редактор) умышленно превращает бескорыстного учёного в пламенного борца за капитализм.

1

НЕСТАНДАРТНОСТЬ

Есть сенсационное высказывание члена-корреспондента РАН К.В.Рудакова, провозглашающего своего аспиранта выдающимся учёным, имя которого войдёт в анналы науки.

2

ЛОГИКА (композиция)

В целом схема типового очерка соблюдена (см. "Разбор композиции очерка"), что производит благоприятное впечатление законченности (и даже закольцованности - в Заключении автор возвращает нас к Вступлению).
Присутствуют 7 частей, что соответствует канону классических речей.
Недостатки:
1. слишком сжата 6-я часть, где обычно читатель ожидает каких-то подробностей стиля жизни героя - здесь он предстаёт как трудоголик, работающий даже в метро, где по дороге он исписывает по нескольку страниц;
2. нет перспективы - планов на будущее, всё только в процессе.

2

ЭТИЧНОСТЬ

Мы можем говорить об этичности очерка, если в нём утверждаются нравственные ценности культуры, а именно христианские представления о добре и зле. Данный очерк явно не отрицает их, но служит для подготовки к принятию ценностей чуждой нам - западной цивилизации. Автор рисует парадный портрет Героя Нашего Времени, привлекательный для читателя. Учитываются традиционные русские представления о том, что бескорыстие - высшая нравственная составляющая образа настоящего Героя. Автор учёл набор этических норм, почитаемых русской аудиторией, но его цель – оправдание такого порядка вещей, при котором традиционные нравственные нормы отменяются. Христианская этика, лежащая в основании европейской культуры, здесь искусно имитируется. В кульминационном абзаце очерка (№11) устами Героя провозглашается, что читатель должен уметь самостоятельно играть на бирже, подобно миллионам людей на Западе, для которых такая игра является одним из главных источников дохода.

1

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

«хорошо»

9 баллов

 

Поиск смысловых центров в очерке

В материале может быть несколько наиболее важных фактов или высказываний. В данном очерке этих смысловых центров несколько.


Выделенные смысловые центры


Выделенные смыслы - это самые важные с точки зрения редакции идеи. Ради них и публикуется материал. Это обычно:
1. заголовок
2. подзаголовок (лид)
3. цитаты-вставки
4. иллюстрации
5. выделенные шрифтом слова в основном тексте.


Рассмотрим выделенные редактором смысловые центры:

1.      Заголовок и подзаголовок

Первый смысловой центр - заголовок: Герой нашего времени.  Проясняется замысел в подзаголовке: "Константин Воронцов строит честный капитализм". Итак, герой - тот, кто строит "честный капитализм".

2.      Фотография

Второй смысловой центр - большая фотография К.Воронцова с надписью в левом верхнем углу: "Будущее России. - К 29 годам Воронцов внес свой вклад в развитие информатики". На фото - аккуратный молодой человек, скорее всего, еврейского происхождения, с очками в руке. В его умном спокойном взоре - уверенность в себе и доброжелательность. Если внимательно присмотреться, видны мешки под глазами - следствие постоянного и напряжённого труда перед экраном компьютера. Великолепная густая шапка волос, кажется, уже тронута кое-где сединой. Образ располагает: настоящий учёный в лаборатории.

3.      Цитата-вставка

Третий смысловой центр - цитата "Биржа - это не НИИ советских времён, где утреннее чаепитие плавно переходило в обед. Здесь надо крутиться, чтобы преуспеть". Такова редакторская идея (советский строй - это время бездельников, а капитализм - работников).


Теперь - композиционные смысловые центры. По законам построения композиции, самыми важными частями являются, по меньшей мере, начало и конец (по "закону Штирлица", лучше всего запоминается):

4.      Вступление

Вступление (лид), где говорится о том, что невзрачный молодой человек на самом деле - лауреат конкурса Российской Академии наук. Интрига неинтересная, банальная (противопоставление: "невзрачная внешность - незаурядная суть"). Лид явно слабый, мало кто загорится читать дальше.

5.      Заключение

Второй - это последний абзац - Заключение, где автор делает вывод о том, что Константин Воронцов являет собою образ Героя нашего времени. "Он самостоятелен, не ждет милости от государства, имеет нравственные принципы и хорошее образование - особенно в области информатики".

Скрытые композиционные смысловые центры

6.      Кульминация


Есть также неявный смысловой центр, который можно обнаружить, применив способ отыскания кульминации по точке "золотого сечения". В классической драме именно в этой точке находится главная сцена, наблюдается наивысший накал страстей. Хотя разбираемый очерк написан не в строгом соответствии с законами пятичастной классической драмы (не соблюдается строго хронологический порядок изложения событий жизни героя - см. Разбор композиции очерка), но в нём есть некоторый драматизм, а именно противостояние Героя и его антагонистов, антиподов.

Кому противостоит Герой? - Прежде всего, своим однокурсникам по МФТИ, которые бросили науку и устремились в бизнес. Они искушали его, но он отказывался. Именно этот конфликт - между стремлением к быстрой наживе и дальновидной самоотверженностью мудрого Константина - становится кульминацией очерка: он расположен в точке "золотого сечения". Анализ показал, что эта точка в тексте приходится на слово "предпочитая" в абзаце №8 (математическое выражение этой пропорции 0,62:0,38. О поиске  золотого сечения в очерке см. здесь).


Вот этот абзац: "Это был период расцвета палаточно-челночного капитализма. Его сообразительные однокурсники брали кредиты, организовывали свои фирмы, проворачивали крупные сделки. Они приглашали в свой бизнес Воронцова, но он отказывался, предпочитая (вот оно - кульминационное слово - М.П.) тратить свободное время на научные исследования. Большинство из его однокурсников в конечном итоге ушли из науки, потеряли свои капиталы так же легко, как и нажили. Воронцов же приобрел имя в научном сообществе. Со временем появилась и интересная и хорошо оплачиваемая работа".


Пафос (от греч. pathos – воодушевление, страсть) состоит в том, что Герой выдержал испытание, преодолел искушение, предпочёл науку, а не погоню за золотым тельцом.
Но пафос не совпадает с главной идеей очерка, никак не отражён в заголовке. Ведь мы не можем сказать, что главная идея очерка - нравственный выбор Константина Воронцова, который принципиально отказался от участия в бизнесе, питал отвращение к наживе как настоящий бессребреник! Наоборот, Герой соответствует духу времени – заголовок не случаен. Нам намекают, что мученикам науки места в новом обществе уже не будет.

7.      Развязка


Что исповедует Воронцов?

Он создаёт тренажёр для желающих стать биржевыми спекулянтами и фактически призывает к игре на бирже. Вот его слова, которые размещены после кульминации, двумя абзацами ниже: "Для миллионов людей на Западе это (игра на бирже - М.П.) один из главных источников дохода. Они хранят деньги не в кубышке, а в акциях. У нас в этом вопросе почти полная неграмотность. Надо не отдавать деньги очередному Мавроди, а учиться распоряжаться ими самостоятельно".

Этот абзац (№11) является ещё одним смысловым центром очерка. Можно сказать, что это как раз и есть главная идея, призыв, побуждающая часть очерка. Здесь провозглашается новый образ жизни.
И вот эта двойственность кульминации (два скрытых смысловых центра) составляют главное противоречие очерка: он имеет признаки нравственных канонов советского строя, а по основному содержанию - это чистая апологетика капитализма.
Кто был прежним обычным героем, в советскую эпоху? - Герой войны или труда, передовик социалистического соревнования, все силы отдававший строительству коммунизма, самого справедливого общественного строя. На таких примерах воспитывались несколько поколений советских людей. Но их, точнее, наше время кончилось в 1991 году.
Герой настоящего очерка, на мой взгляд, представляет собой тип переходного героя переходной эпохи, когда идёт смена нравственных ценностей.
И уже явственно просматривается Герой грядущего. Он не будет отягощён теми добродетелями, которые так симпатичны нам в Константине Воронцове - детская романтическая увлечённость чистой наукой, умеренность, отсутствие алчности,  сочувствие к простым людям, которые стали в своё время жертвами разнообразных жуликов типа Мавроди и потеряли свои сбережения. Ничего этого уже не будет у того, кто идёт вслед. А будут герои типа Сороса или Чубайса - поистине успешных победителей, настоящих строителей нового "правового" общества с древней римской моралью «конкурентоспособных личностей» (идея-фикс заместителя главы администрации Президента России некоего Суркова).

Анализ полноты образа Героя

 Источники информации

Свойства

 личности

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

СВИДЕТЕЛИ

«ДОКУМЕНТЫ»

(вещи)

«НАБЛЮДАЕМОЕ»

(чувственно воспринимаемый образ)

Факты без указания источника

«РАЗМЫШЛЕНИЕ»

(Умозаключения)

«ИМЯ»

       

Константин Воронцов

 

«ХАРАКТЕР»

(астрологический аспект)

 

Герою, по словам его научного руководителя, член-корреспондент РАН К. В. Рудакова, 29 лет (то есть, вероятно, родился в 1971 году, в год Кабана)

       

«ТЕЛО»

   

Можно судить о нём по фотографии

Неприметная внешность («мало чем выделяется из толпы»)

   

«ПРОИСХОЖДЕНИЕ»

(род)

   

По фотографии можно предположить, что он еврей

     

«СЕМЕЙНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ»

       

Отец был профессором Института стали и сплавов (умер в 1990 г.), а мать инвалидом

 

«ПРОФЕССИЯ»

 «Специалисты в области искусственного интеллекта считаются элитой информатики». Эта оценка относится, очевидно, и к персонажу очерка

« В свои 29 лет, как считает его научный руководитель, член-корреспондент РАН К. В. Рудаков, Воронцов уже внес существенную лепту в развитие математических основ информатики и застолбил себе место в анналах науки»

«Жест­кий режим биржи, считает Воронцов, его здорово дисциплинирует. … здесь он может реали­зовать теоретические наработки»

«Еще один проект Воронцова — это программа, мгновенно превращаю­щая потоки самых разных цифро­вых данных, поступающих на биржу в наглядные и простые графики. Эту свою разработку Константин выставил для всех желающих ею воспользоваться на своем сайте в Интернете www.beep.ru/~vokov»

 

В школе увлёкся программированием.

Окончил Московский физико-технический институт.

Персонаж – ученик школы академика Журавлёва Ю.И., нашёл универсальный ключ к решению многих нестандартных задач.

«Сейчас… работает над новым проектом — компьютер­ной моделью торгов,…

идеи … чаще всего рождают­ся в голове молодого ученого, пока он едет в метро, за полто­ра часа исписывая по нескольку страниц»

 

«ДОСТОЯНИЕ»

     

Имеет рюкзак, с которым ездит на работу в метро

Студентом после смерти отца подрабатывал за скромное жалованье в одном из госучреждений.

Отказывался от занятия бизнесом, предпочитая науку.

«Со временем появилась и интересная и хорошо оплачиваемая работа»

 

ИТОГ:

РЕПУТАЦИЯ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Непроверенные факты

«Глядя на Константина Воронцо­ва, невольно думаешь: вот образ героя нашего времени. Он самостоятелен, не ждет милости от государства, имеет нравственные принципы и хорошее образование — особенно в области информатики»

 

Разбор композиции очерка

Очерк написан по стандарту портретного очерка.

Обычная схема из 7 частей.

  • 1.      Вступление,
  • 2.      цитата о герое,
  • 3.      предыстория,
  • 4.      жизненный путь,
  • 5.      современное положение дел,
  • 6.      цитата самого героя,
  • 7.      заключение

1

ВСТУПЛЕНИЕ

(Лид) – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЯ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ

1.       Когда по утрам Константин Воронцов выходит из станции метро «Библиотека им. Ленина» и шагает по Воздвиженке с рюкзаком за плечами, он мало чем выделяется из толпы. А вместе с тем в 2000 году за научные исследования в области информатики, выполненные без отрыва от производства, Воронцов был удостоен звания лауреата конкурса молодых ученых Российской Академии наук. Работает Константин на ММВБ - той самой Московской межбанковской валютной бирже, сердце российского капитализма.

2

ЦИТАТА – ВЫСКАЗЫВАНИЕ АВТОРИТЕТНОГО ЛИЦА О ГЕРОЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ЕГО КАК ВЫДАЮЩЕГОСЯ В СВОЕЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЯ

2.       В свои 29 лет, как считает его научный руководитель, член-корреспондент РАН К. В. Рудаков, Воронцов уже внес существенную лепту в развитие математических основ информатики и застолбил себе место в анналах науки. В эпоху, когда объектом компьютерной обработки становятся уже и сами задачи и методы их исследований, молодой ученый показал, как сделать электронный «разум» еще умнее. Чтобы компьютер с высокой точностью ставил диагнозы заболеваний, искал полезные ископаемые, играл на бирже, предсказывал по формулам свойства химических соединений и лекарств, распознавал устную речь и печатные тексты.

3

ОБЪЯСНЕНИЕ СФЕРЫ, В КОТОРОЙ ТРУДИТСЯ ГЕРОЙ

3.       Специалисты в области искусственного интеллекта считаются элитой информатики. Они берутся за решение таких задач, перед которыми пасует классическая математика. Яркий пример — постановка диагноза больному с помощью ком­пьютера. Вначале компьютерной программе сообщают истории бо­лезни, скажем, ста пациентов. А дальше начинается то, что класси­ческие математики называют ша­манством. Программу настраива­ют так, чтобы на основе достаточно скудной информа­ции можно было распознавать забо­левания у тысяч па­циентов с разным набором симпто­мов. Аналогичная задача: как, зная характеристики одно­го-двух месторож­дений, например, золота, открывать новые.

4.       В 70-е годы науч­ная школа академи­ка Ю. И. Журавлева совершила прорыв, теоретически пока­зав, какие нестандартные задачи в принципе имеют решение. Ученик этой школы, Константин Воронцов сделал следующий шаг: нашел универсальный ключ к решению многих нестандартных задач.

4

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – ВОСХОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ К СВОЕМУ НАСТОЯЩЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ

5.       Учась в шестом классе, Костя при­шел в лабораторию к отцу, профес­сору Института стали и сплавов, и впервые увидел компьютер. Он как завороженный смотрел па причуд­ливые геометрические фигуры, ко­торые медленно двигались по экра­ну. Картинки казались необыкно­венно красивыми и действовали гипнотически. А программист пред­ставлялся Косте настоящим вол­шебником.

6.       Вернувшись домой, Костя обложил­ся книгами и шаг за шагом начал осваи­вать компьютер и учиться программи­ровать.

7.       В 1990 году, когда Костя был студен­том второго курса знаменитого Мос­ковского физико-технического инсти­тута, куда он посту­пил после школы, умер его отец. Без­мятежная жизнь в благополучной про­фессорской семье кончилась. Мама ра­ботать не могла, и Константин, не оставляя института, устроился на скромное жалованье на работу в од­но из госучреждений.

8.       Это был период расцвета палаточно-челночного капитализма. Его сообразительные однокурсники брали кредиты, организовывали свои фирмы, проворачивали крупные сделки. Они приглашали в свой бизнес. Воронцова, но он отказывал­ся, предпочитая тратить свободное время на научные исследования. Большинство из его однокурсников в конечном итоге ушли из науки, по­теряли свои капиталы так же легко, как и нажили. Воронцов же приоб­рел имя в научном сообществе. Со временем появилась и интересная и хорошо оплачиваемая работа.

5

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ

9.       На ММВБ в ведении Воронцова ком­пьютерная система, следящая за хо­дом торгов. Именно она должна обеспечить честную игру, защитить рынок от сговоров, провоцирую­щих обвал, и выявить мошенников.

10.    Сейчас Воронцов также работает над новым проектом — компьютер­ной моделью торгов, в которых уча­ствуют сотни игроков. И каждый непредсказуем.

11.    — С помощью этой программы создаётся также тренажер для жела­ющих обучиться честно зарабаты­вать, играя с ценными бумагами, — рассказывает Воронцов. — Для мил­лионов людей на Западе это один из главных источников дохода. Они хранят деньги не в кубышке, а в ак­циях. У нас в этом вопросе почти полная неграмотность. Надо не от­давать деньги очередному Мавроди, а учиться распоряжаться ими само­стоятельно.

12.    Еще один проект Воронцова — это программа, мгновенно превращаю­щая потоки самых разных цифро­вых данных, поступающих на биржу в наглядные и простые графики. Эту свою разработку Константин выставил для всех желающих ею воспользоваться на своем сайте в Интернете www.beep.ru/~volkov.

6

ЦИТАТА – ЯРКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ САМОГО ГЕРОЯ

13.    Биржа — это не НИИ советских времен, где утреннее чаепитие плавно переходило в обед. Здесь надо крутиться, чтобы преуспеть. Жесткий режим биржи, считает Воронцов, его здорово дисциплинирует. Кроме того, здесь он может реализовать теоретические наработки, идеи, которые чаще всего рождаются в голове молодого ученого-практика, пока он едет в метро, за полтора часа исписывая по нескольку страниц.

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВОЗВРАЩАЮЩЕЕ К НАЧАЛУ ОЧЕРКА)

14.    Глядя на Константина Воронцо­ва, невольно думаешь: вот образ героя нашего времени. Он самосто­ятелен, не ждет милости от государ­ства, имеет нравственные принци­пы и хорошее образование — особенно в области информатики.

О поиске «золотого сечения» в очерке

Золотое сечение в тексте – это точка, которая делит текст на две части в пропорции 0,62: 0,38. В талантливых произведениях (стихах, прозе, в драме, в музыкальных сочинениях, в произведениях живописи и др.) в этом месте обычно располагается кульминация (от лат. слова culmen – вершина) то есть самый важный элемент в сюжете. Например, в драматическом произведении, повествующем о борьбе антагонистов, здесь мы видим момент наивысшего напряжения борьбы, после которой ясна развязка.

Применение метода поиска золотого сечения в очерке Ю.Медведева дал совершенно неожиданный результат, вскрыл, можно сказать, тайную магию этого текста.

Поиск ЗС осуществлялся так:

В редакторе “MS Word” c помощью программы «Статистика» в меню «Сервис» определили, что в очерке всего строк 70, а знаков с пробелами 5026.

По строкам ЗС приходится на строку № 44 (по формуле 70×0,62 = 43,4)

По знакам точка ЗС приходится на то слово, в котором содержится знак 3116 от начала текста (вычисляется так: 5026 × 0,62 = 3116).

Этим словом оказалось слово «предпочитая» в предложении «Они приглашали в свой бизнес Воронцова, но он отказывался, предпочитая (вот оно - кульминационное слово - М.П.) тратить свободное время на научные исследования».

Таким образом, мы обращаем внимание на эту фразу, которая отражает противостояние Героя и его антагонистов, науки и бизнеса.

В кульминационных фразах сосредотачивается вся эмоциональная сила произведения. И здесь мы видим, как умелый автор (или редактор) незаметно подводят читателя к мысли о том, какой вот молодец наш Герой, бескорыстный и самоотверженный учёный (хотя, как мы видим далее, он вполне реально мыслящий и расчётливый человек, более того, строитель капитализма).

О критерии «этичность»

До недавнего времени, когда оценивалась этичность очерка-портрета, достаточно было указать на то, что очерк не содержит оскорбительных слов по отношению к герою и аудитории. Как дополнительное условие - что человек, о котором пишут, в курсе дела и согласен на публикацию.
Ныне условия приходится уточнять. Дело в том, что мы живём в переходную эпоху, когда изменяются нравственные ориентиры. Постепенно разрушается представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Под лозунгами "свободы" внедряется новый стиль жизни, новые представления, нормы, которые ранее казались совершенно недопустимыми - и в одежде, и в манерах поведения, и в отношениях между людьми.
В философских кругах это называют крушением христианской цивилизации, постхристианской эрой. Суть этого процесса - отмена основ, которые утверждались в европейской культуре на протяжении двух тысячелетий. Что это за основы? - Те, которые записаны в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.Христианская цивилизация сложилась из двух составялющих - Ветхозаветного закона Моисея, или Синайского кодекса, известного как 10 заповедей. А во-вторых, из Нового Завета - сформулированного Христом, заповеди любви к Богу и ближнему. Планомерное многовековое наступление на христианство входит, как представляется, в завершающую фазу. Если ранние антихристиане достаточно осторожно начинали с рационалистической критики религии (например, французские просветители), то нынешние враги традиционной культуры методично насаждают человеконенавистничество, возрождают принцип "человек человеку волк". Это делается не посредством каких-либо деклараций, но через пропаганду насилия и ненависти во всех формах, через рекламу "героев", чей образ жизни - служение самым низменным желаниям. Такая пропаганда рассчитана, прежде всего, на молодёжь. Если люди старших поколений, воспитанных в советской культуре (во многом сохранившей русскую православную основу) могут как-то ориентироваться в происходящем, то школьники и студенты - уже вне старой культуры. Их сознание формирует телевизор и компьютер, вездесущая реклама и глянцевые журналы. Руками молодых предполагается уничтожить остатки исторической России и очистить поле для свободной деятельности международных корпораций.
В этих условиях учёба журналистов обретает новый характер: преподаватель всё чаще сталкивается с молодыми людьми, исповедующими фактически лагерную мораль: "все кругом мерзавцы, каждый за себя". Естественно, что такие люди не видят никакого будущего для страны и, следовательно, для себя. Вот это настроение совершенно необходимо преодолеть.
Основной аргумент пессимистов сводятся к тому, что Россия потерпела поражение в противостоянии с Западом, что власть в руках негодяев и вообще нас завоюют если не американцы, то уж китайцы наверняка. Возразить на это мы обязаны, указывая на то, что существуют помимо объективных законов исторического процесса и другой не менее могучий - субъективный фактор, проявления свободной человеческой воли. Академик Шафаревич в работе "Будущее России" приводит библейскую историю о том, как Господь обращается к и предводителю евреев пророку Моисею с призывом проявить разумную волю и сделать правильный выбор: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Вт 30:19)
И нам, всем вместе и каждому в отдельности предстоит сделать выбор ради себя и своих потомков.
Учебные задания - написать очерк-портрет о герое нашего времени - также можно рассматривать как проявления нравственного выбора. И самое трудное - найти героя, чей образ жизни соответствует нашему нравственному идеалу.

Не будут приниматься очерки с восхвалением явных антигероев (нераскаявшихся воров, гулящих,  извращенцев и т.п.).

Об оформлении Самостоятельной работы «Оценка портретного очерка» для сдачи преподавателю.

Рекомендуем сдавать Вашу работу в следующем виде:

  1. Титульный лист
  2. Содержание (оглавление, как в обычном научном сочинении, например, в курсовой или дипломной работе)
  3. Краткая оценка очерка
  4. Сам текст очерка (вырезка или распечатка).
  5. По желанию (или по возможности) – собственный комментарий в свободной форме.
  6. По желанию – с электронным эквивалентом (на дискете или диске).

Поэтому наибольшая оценка - 12 баллов.

 

О сроках сдачи Самостоятельной работы «Оценка портретного очерка»

В течение всего семестра, но лучше пораньше.



Пример оформления титульного листа Самостоятельной работы

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра массовых коммуникаций

Учебная группа ФЖБ-11

 

 

 

 

Иванов И.И.

Самостоятельная работа по курсу «Основы риторики»

Анализ портретного очерка:

Ю.Медведев «Герой нашего времени» // Ридерз Дайджест. Май-июнь, 2001. С.91-93.

 

 

Научный руководитель:

доцент Пряхин М.Н.

 

 

 

 

 

Москва, 2007


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru