Опубликовано в: "Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи , перспективы. Материалы II Межвузовской научно-практической конференции 16-17 апреля 2002 года. Ч. I. Доклады и сообщения / Под ред. Грабельникова. - М.: изд-во РУДН, 2002. С.109-110.

Интернет и университет: сеть против иерархии.

Пряхин М.Н. (РУДН)

Конфликт между США и исламским фундаментализмом заставляет невольно обратить внимание на другие проявления противоречия между иерархическими и сетевыми структурами. Постепенно у некоторых исследователей складывается представление об изначально деструктивном характере сетевых организаций и рациональном, упорядочивающем – иерархических. Это можно подтвердить многими историческими примерами.

Интернет – идеальное пространство для сетевых организаций, Оно даёт огромные возможности для всякого рода маргиналов, это поле для глобального самиздата, не подающееся пока никакому контролю (Китай, по сообщениям печати, сейчас закрывает интернет-кафе, не в силах справиться с нежелательным для властей потоком информации).

Университет как изначально консервативное и закрытое учреждение культуры, которое готовит кадры для иерархий, в условиях интернетизации подвергается мощному воздействию со стороны внутренней и внешней академической оппозиции.

Студент с помощью сети отрывается от учебного процесса и от традиций своего учебного заведения, больше общается вне его ограды. Не до конца понятно, насколько сеть помогает овладевать знаниями и вырабатывать культурные навыки: но совершенно ясно, что большинство подвержено бездумному копированию примитивных рефератов, утрачивает навыки грамотного письма по-русски, овладевает компьютерным жаргоном, а множество тратит жизнь в лабиринтах вируальных игр или пустом общении с невидимыми собеседниками. А о воспитательном воздействии интернета можно уверенно сказать: молодой человек ходит «посреде сетей многих».

Долгое пребывание в интернете в двух случаях из трёх приводит к зависимости наподобие наркотической; любители «побродить» в сети часто впадают в своего рода транс и теряют представление о цели своего пребывания в мировом информационном пространстве.

Тайное влияние сети мало-помалу развязывает инстинкты. В сети человек, не имеющий религиозных представлений, окончательно сбрасывает с себя оковы культурных запретов (культура может рассматриваться именно как система запретов) и становится частичкой виртуального стада: он анонимен, полностью свободен, безответствен, бесстрашен, теряет индивидуальность и обладает чувством абсолютной правоты. Патологические личности здесь получают полную возможность для самовыражения и заражения других людей своими эмоциями. Пример наиболее разрушительного воздействия сети на университеты – это сайт для студентов с красноречивым название «Сачок» (то есть бездельник, тунеядец). Он не стоил бы упоминания, если бы не рекламировался широко с высоких трибун. А сейчас это – мощнейший инструмент травли «сачками» непопулярных у толпы преподавателей и превозношения не всегда лучших учёных.

Университет как иерархическая закрытая система должна найти возможность противостоять сетевым сообществам, но не запретительными мерами (они технически невозможны), а усилением консерватизма во внутренней политике. Для этого следует рассматривать университет как совокупность систем средств массовой коммуникации – как естественных, живых, так и технических.


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru