Впервые опубликовано в сб. Тезисы научно-практической конференции “Российская журналистика конца ХХ столетия: власть прессы или пресс власти?” (7-10 апреля 1997 г.) Воронеж: Воронежский государственный университет.1997. 2 с.

«Журналист»: определение понятия в свете риторической теории

М.Н. Пряхин

Понятие «журналист» - одно из ключевых в складывающейся теории массовой коммуникации. Но определяется оно нестрого, и, как замечено, зачастую «в порыве раздражения как «вторая древнейшая».  Если стоять на беспристрастных научных позициях, то следует давать определение, лишенное эмоциональной окраски.

Необходимость дать такое определение объясняется в нашем случае не тем, чтобы защитить профессию в глазах общественного мнения, но уяснить для себя как преподавателя журналистики сущность ремесла и руководствоваться точным ориентиром в преподавании, в стратегии журналистского образования.

Все имеющиеся определения не могут считаться удовлетворительными по причине неправильного взгляда на происхождение, исходную точку журналистики. Неправильно связывают ее рождение с появлением печати, множительной техники, усматривая прошедших эпохах существование только «пражурналистских явлений».

На наш взгляд, появление журналистики как общественного института следует связывать с особым, возникающим только в классовом обществе, видом речевой деятельности - риторикой. Это с одной стороны - вид особой речевой деятельности (грамотная речь ученого человека), с другой стороны - наука, помогающая овладеть такой деятельностью.

Риторика, как известно, родилась из распри и служила орудием в доказательства в судебных совещаниях и в политических битвах. Если отцами и первыми учителями ее были такие гиганты, как  старшие софисты Протагор и Горгий в древних Афинах, то уже унаследовали их науку орды совершенно ничтожных и бесстыжих младших софистов. За деньги они могли доказать любую ложь по желанию заказчика. Это отвратительное ремесло логографа и учителя красноречия было осуждено в писаниях Нового Завета и  проклято первыми христианами. Но риторика оставалась практически все времена в системе светского образования в Европе как ключевой предмет, помогающий упорядочивать и выражать мысли.

Деятельность современного журналиста - это  деятельность ритора в условиях развитых средств производства и распространения всевозможных текстовых копий (печати, радио, телевидения). Функции ритора совершенно одинаковы во все времена, при любом уровне развития информационной техники. Они описаны еще в первом веке до нашей эры в своде правил пятичастной системы классической риторики. Эти  1.«изобретение» (правила   сбора информации), 2.«расположение» (правила композиции), 3.«украшение» (учение о стиле, словоупотреблении), 4.«запоминание» (правила наиболее эффективного запоминания текста, по-другому - правила технической фиксации текста в материале), 5.«произнесение» (правила исполнения речи оратором). У некоторых авторов (напр., у Ломоносова) - трехчастное представление о риторике, включающее только «изобретение», «расположение» и «украшение».

Следовательно, по своим функциональным обязанностям журналист является сборщиком информации (исследователь),  записывающим ее (писатель)или передающим устно (оратор).

Журналист - это всегда универсальный ритор широкого профиля. Он занимается освещением общественных событий вообще, участвует в конфликтах  открыто на той или другой стороне или под видом «беспристрастного» наблюдателя. Этот универсализм обычно порождает к журналисту упреки в поверхностности, дилетантизме, низкой компетентности.

 По своим классовым характеристикам - он наемный работник, выполняющим разнообразные заказы за деньги, подчиняющий свою волю целям работодателя.

Ограничимся этими профессионально-классовыми характеристиками и дадим следующее определение понятию «журналист»: наемный универсальный исследователь, писатель  и оратор низшей компетентности .

Это определение является всеохватным, то есть описывает весь круг явлений - журналистов (в своем чистом виде журналист - это репортер - тот, кого посылают на оперативное задание), работающих в любых СМИ.

Добивается журналист роста своей компетентности (что невозможно без выбора специализации на какой-то одной проблеме) - это неизбежно приводит его к утрате универсальности, к потере родовой характеристики. Он становится «экспертом», - более ценным автором для серьезной аудитории. Таких тоже зачастую называют журналистами, но это уже скорее «журналистская» профессия, наряду с которой можно называть целую номенклатуру иных профессий, занятых в СМИ (редакторы, дикторы, операторы, корректоры, иностранные корреспонденты, рекламисты, очеркисты и т.п.).  

Риторическая теория - могучий инструмент упорядочивания наших представлений о производстве текстов - позволяет составить всеохватную типологию журналистских профессий, которые можно назвать условно следующим образом (опять же опираясь на пятичастную систему классической риторики): «Исследователи», «Писатели»,  «Редакторы», «Технические работники СМИ», «Исполнители».  Такая типология, очевидно, имеет немалую ценность.Например, она годится для построения теоретической модели редакционного коллектива с высокой степенью разделения труда, для составления стратегии широкого журналистского образования.

| О хозяине кабинета | Публикации Пряхина М.Н. | Страница для студентов| Библиотека|Архив новостей | Карта сайта |

вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@mtu-net.ru