Опубликовано в сборнике: "Журналiстыка-2004". Матэриялы 6-й Международнай навукова-практычнай конферэнцыi. Вып.6. - Минск, 2004. с.263-265.

О методике обучения основам ремесла очеркиста

в Российском университете дружбы народов.

Пряхин М.Н.

 

Портретный очерк – один из самых трудных жанров. И это понятно: личность как главный объект отражения наиболее сложный из всех мыслимых объектов (микрокосмос).

Обучение ремеслу написания портретного очерка возможно либо в мастер-классе у опытных мастеров, что предполагает элитарность учебного процесса,  либо в обязательных семинарах, что требует общей формализованной методики преподавания. В РУДН многие годы применяется второй вариант – массового обучения, что позволяет всем без исключения студентам попробовать силы в писательстве. 

Метод, получивший расхожее название «Исследование о герое нашего времени», сводится к поэтапному написанию студентом трёх взаимосвязанных работ: «рассуждения», «досье» и «короткого рассказа». Эти три работы требуют от автора совершенно разных навыков и исполнения соответствующих ролей: рассуждения (философ), эмпирического исследования (исследователь) и художественного осмысления действительности (художник).

В первом задании – «Рассуждение о герое нашего времени» (фактически это хрия – учебный риторический жанр, известный с античных времён) автор обязан представить ответы на три вопроса: «Что такое герой?», «Что характеризует наше время?», «Какой тип героя нужен нашему времени?». Автор должен проявить свои способности глобально мыслить, показать, знание основных проблем современности, умение логически рассуждать.

Второе задание, так называемое «Досье», чисто эмпирическое исследование личности какого-либо реального человека ( с соблюдением всех этических и юридических условностей журналистского исследования), в той или иной степени соответствующего представлениям о герое нашего времени. Для ориентации студенту предлагается в качестве стратегии сбора информации «Таблица элементов образа личности» - своего рода вопросник. Прототип героя исследуется по семи параметрам с использованием пяти типов источников информации. Эти семь параметров: «Имя», «Характер» (по гороскопу), «Тело», «Род» (происхождение), «Семья» (положение человека в семье), «Профессия», «Класс» (имущественное положение). Пять источников информации об объекте исследования: «Общественное мнение», «Личные мнения», «Документы», «Непосредственное наблюдение» и «Размышление». Итого – 35 элементов личности. Это уже готовый материал для очерка-профиля, либо – подготовительный материал для составления плана интервью с героем.

Третье задание – написать сюжетное произведение – короткий рассказ из жизни героя, имеющий формальные жанровые признаки: содержательные, структурные и функциональные. В содержании обращается внимание на следующие параметры: «Время» (реальность и полнота представленности характеристик изображаемой эпохи), «Пространство» (места действия), «Герои». В структуре: «Название» (уникальность и соответствие содержанию), «Предисловие» (объяснение общественных причин написания рассказа), «Экспозиция» (изображение времени, пространства и действующих лиц), «Завязка» (начало конфликта, нарушение равновесия ситуации), «Развитие действия» (нарастание конфликта), «Кульминация» (изображение высшей точки борьбы антагонистов), «Развязка» (новое состояние среды и героев после разрешения конфликта), «Послесловие» (вывод, мораль, внесюжетная оценка рассказу). Функциональные признаки рассказа: повествование (изображение последовательности взаимосвязанных событий), описание (образ через перечисление внешних признаков), диалог (речевое общение собеседников или внутренний диалог автора или героя).

Все три задания выполняются в группах поэтапно под руководством преподавателей по единой методике. Каждая работа зачитывается автором и оценивается либо назначенным рецензентом, либо добровольными оппонентами. За каждое задание назначаются баллы, которые затем суммируются и являются основой для выставления итоговой оценки. Работы сдаются подшитыми в папку с электронными копиями  на  дискете (для базы данных).

Количественная оценка текстов имеет недостатки  (в частности, игнорируется авторская индивидуальность). Это неизбежно при внедряемой в последние годы массовости обучения, требующей безликого отношения к студенту. Поэтому для поощрения оригинального творчества по окончании семестра проводится конкурс работ по трём номинациям: за лучшее содержание, за совершенство формы и назначается приз читательских симпатий. Победители награждаются на ежегодном празднике «День специальности».

Многолетний опыт дал хорошие результаты: методика помогает выявить студенту свои склонности к писательству, осознать, который из типов мышления ему более свойствен, усвоить правила  риторического канона, приёмы подготовки текста на компьютере. В процессе представления и обсуждения работ студент показывает свои навыки чтеца, критика и некоторые - председателя дискуссии.

| О хозяине кабинета | Публикации Пряхина М.Н. | Страница для студентов| Библиотека|Архив новостей | Карта сайта |

вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@mtu-net.ru