Задание 2.

Портретный очерк

Портретный очерк – один из наиболее востребованных жанров в прессе.

Есть противоположные мнения о нём: одни считают его очень трудным и предназначенным для высоких профессионалов, другие – самым простым и рекомендуют с него начинать овладение основами журналистского ремесла.

Третье мнение лежит посередине: это трудная работа, но начать с неё лучше всего. Именно учебный портретный очерк даёт почувствовать всю увлекательность, сложность и ответственность работы журналиста.

По курсу «Основы риторики» студенты пишут небольшой портретный очерк о каком-либо нашем ныне живущем современнике.

Объём – это очень важное условие – не более 700 слов. Краткость потребует особой тщательности как в отборе фактов, так и слов.

 

Примерная последовательность действий:

Шаг 1: Выбор героя очерка

Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка. Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный.

Интерес вызывают люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни. По ним можно судить о характере эпохи, с них можно брать пример решения жизненных задач (отрицательный или положительный); герои утверждают те или иные культурные ценности.

Каждое издание поэтому подбирает типичных героев для утверждения собственной идеологической позиции. Для «либералов» - это успешные олигархи, предприниматели, звёзды, политики, прозападная интеллигенция (см. очень показательный очерк «Герой нашего времени» из журнала «Ридерз дайджест" и разбор этого любопытного произведения). Современная государственная печать (например, «Российская газета») подбирает примеры самоотверженных отцов и матерей, благотворителей, инициативных граждан. У всякой группы – свой герой.

 

Главный критерий – этичность

Сейчас в России ведётся работа по выработке новой национальной идеологии: этим занимается, в частности, правящая партия «Единая Россия». Постепенно все склоняются к убеждению, что в основе такой общей идеологии должны лежать известные 10 заповедей Моисея (Декалог). Христиане (устами нынешнего Патриарха) добавляют к этим Ветхозаветным заповедям нашу – закон любви к ближнему.

Героем может быть в принципе любой человек. Не обязательно хороший. Главное, что требуется учесть при выборе – это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности нашей культуры, которая  является христианской.

 

Поэтому проще эта общекультурная задача выполняется, если свой выбор вы останавливаете на положительном герое. Если герой отрицательный – то задача усложняется во много раз, так как придётся вступать с ним в полемику, давать обоснованную критику его словам и делам. Главное, чтобы позиция автора соответствовала идеалам нашей культуры, чтобы не было пропаганды злого антикультурного начала (извращений, жестокости, распущенности и т.п.)

Рекомендации по ограничению в выборе героев.

Есть некоторые ограничения на выбор героя. Они объясняются чисто учебными целями и направлены на то, чтобы получилось полноценное профессиональное журналистское произведение, а не дилетантская подделка под таковое.

1.      Опыт показывает, что нельзя убедительно написать о своих родственниках – маме, папе, братьях и сёстрах. Вы обрекаете себя на неудачу, если напишете, какая хорошая у вас мама. К сожалению, профессиональный очеркист – бесстрастный и холодный аналитик. Так что первая запретная фигура - условно назовём её «Родственники». Обойти этот запрет можно, только если вы напишете так, что никто не заподозрит автора и героя в родственных связях.

2.      Вторая запретная фигура – «Звёзды», то есть знаменитости, с которой вы в принципе не имеете возможности лично поговорить. Звёзды потому так и называются, что находятся очень далеко в космосе, вне досягаемости человека. Только если эта звезда согласится на интервью и даст новые о себе сведения.

3.      Третья группа – это «Покойники» (Мао, Рейган, Пётр Первый и т.д.). Наше учебное задание предполагает личную встречу с живым героем.

4.      Часто по неопытности пишут про своих ближайших подруг или друзей. Это вполне допустимо. Есть интересные работы про совсем молодых людей. Но чаще всего молодые люди не так интересны, как уже состоявшиеся.

5.      Настоятельно не рекомендуется писать о всевозможных злодеях и извращенцах, которых расплодилось множество за последние годы (разнообазные сатанисты, наркоманы, людоеды, маньяки и т.п.). О них и так много пишется в нашей  глянцевой жёлтой прессе. Не стоить уделять им внимания вообще, потому, что все эти бесы только того и жаждут и всегда умеют воспользоваться прессой, чтобы похвастаться своими гнусностями.

Где искать героев?

Прежде всего – в своём ближайшем окружении: друзья, знакомые, учителя, профессора, врачи, люди героических профессий. Опросите своих родителей и друзей. Может быть, кто-то знает вполне достойного человека, о котором стоит написать. Искать героев в прессе или Интернете можно, но рискованно.

Шаг 2. Сбор материала для очерка

 

Предварительная разведка

Даже если будущий герой вам хорошо знаком, всё равно надо постараться рассмотреть все известные вам о нём сведения, прежде чем объявить человеку о своём намерении сделать из него героя литературного произведения. Начните работу над его портретом, составляя простой список известных вам о нём сведений (основных характеристик личности)

1.      имя (клички, прозвища, звания, титулы и т.п.)

2.      возраст (кто по гороскопу, как проявляется темперамент),  

3.      особенности тела (особые приметы, телосложение, состояние здоровья, диагноз, внешность, руки)

4.      происхождение (национальность и национальное самосознание, предки, откуда родом, родовые связи, наследственность, религиозная принадлежность)

5.      семейное положение (образ жизни, дети, отношения в семье, домашняя обстановка т.п.),

6.      профессиональные достижения (образование, дипломы, награды),

7.      имущественное положение (состояние и достояние).

Нужно отдавать себе отчёт в том, из каких источников получены вам эти сведения:

1.      по слухам,

2.      от знающих людей,

3.       из каких-то печатных или иных источников,

4.      или вы сами всё видели и наблюдали (можно использовать при составлении портрета «Таблицу элементов образа личности»).

Конечно, первое, что теперь используют исследователи – это поисковые системы Интернета. Но это должно быть только началом исследовательской работы.

Подготовка к беседе

Важно не закопаться в информации. Отбирать самые интересные факты, ключевые события в биографии, поворотные  пункты судьбы. И тогда становятся видны какие-то провалы в биографии, неясности, недоговорённости, какие-то эпизоды, о которых хотелось бы разузнать поподробнее - то есть проблемы для исследователя, которому нужно воссоздать образ героя.

Вопросов может возникнуть множество: их все надо для себя записать, но не все можно задать. У журналиста меньше возможностей расспросить собеседника, чем, например, у врача или следователя. Перед ним суверенная личность, которая вряд ли будет рада быть подвергнутой суровому допросу. Интервью в журналистике – это всё-таки чаще всего дружеская беседа, вежливое вопрошание. И надо стремиться к тому, чтобы человеку было приятно и увлекательно разговаривать с вами.

Не стоит рассчитывать на длительную многочасовую беседу и готовить много вопросов. Хороший собеседник, как известно, приходит редко, просит мало и уходит быстро. Так что надо заготовить три варианта интервью:

1.      вариант-минимум – интервью, состоящее из одного главного вопроса (представьте, что вы на пресс-конференции, где больше одного вопроса вам не позволят задать)

2.      вариант-оптимум – интервью из 3-7 вопросов;

3.      вариант-максимум – расширенное, более 7 вопросов.

 

Их обязательно следует хорошо сформулировать и записать на бумаге. Ещё лучше - прорепетировать, послушать самому, как они звучат.

 

Собеседник – ваш союзник

Стремитесь к тому, чтобы ваш собеседник стал вашим союзником. Для этого будьте готовы к тому, чтобы передать ему заранее список ваших вопросов, а затем вместе обсудить их. Возможно, собеседник сам предложит вопросы, которые он бы хотел от вас услышать. Лучше всего исключить с его стороны всякое недопонимание и тем более подозрения в вашей открытости.

Если вы хотите задать провокационные или неприятные вопросы, то, прежде чем их задать, хорошо подумайте. Это может оказаться последним интервью с вашим героем и причиной провала.

Оценка плана интервью (самопроверка)

Итак, нужно просмотреть ваш список вопросов и самому понять, насколько план беседы хорош.

Для этого предлагаются следующие критерии самооценки:

 

1.Есть ли в интервью ясная цель?

Иметь цель интервью - значит, уметь объяснить её собеседнику. Люди, которых вы интервьюируете, хотят знать точно,

1.      кто вы такой,

2.      откуда вы,

3.      что именно хотите узнать,

4.      что вы планируете сделать с информацией, которую хотите получить от них.

 Всё это вы должны объяснить раньше, чем зададите вопросы.

2.Есть ли в интервью один главный вопрос?

 Главный вопрос должен быть один-единственный. Ради него и устраивается встреча. Если всё же вам кажется, что все вопросы важны или их несколько, то интервью подготовлено плохо. Оно не имеет кульминационного (или "бомбового" вопроса). Такое интервью будет размытым, драматургически неорганизованным, нестройным. Поиск бомбового вопроса осуществляется так: надо представить себе, что вам разрешено из всего многообразия подготовленных вами вопросов задать всего только один, не более. Просмотрите весь ваш вопросник и выбросите безжалостно все, кроме одного, без которого смысл интервью теряется совершенно.

3. Хорошо ли вы предварительно изучили собеседника и предмет разговора?

Бывает, что журналист начинает интервью с такой безобидной, казалось бы, фразы, обращённой к собеседнику: "представьтесь, пожалуйста". Это допустимо в одном случае: если идёт опрос общественного мнения и человек этот просто первый встречный из толпы. Во всех других случаях журналист долго готовится к встрече, предварительно изучает собеседника. Для этого он старается использовать все возможные способы и источники получения информации. Можно выделить 5 типов источников.  

1.                 ИСТОЧНИК "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ" – слухи, сплетни, анекдоты, молва, самые расхожие мнения, порою маловероятные или наоборот общеизвестные. Это жанры, в которых только и выражается общественное мнение. Из совокупности таких вот высказываний обычно и складывается  репутация человека. Образ личности всегда противоречив, у каждого есть как положительные, так и отрицательные черты. И у всякого есть и почитатели, и враги. Поэтому надо постараться выяснить противоположные полюса высказываний о человеке.  

2.                 ИСТОЧНИК "МНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ" - высказывания заинтересованных лиц, знатоков. Вы должны будете обратиться к тем, кто хорошо знает интересующего вас собеседника: к его родным, близким, к землякам, коллегам, товарищам. Их рассказы послужат хорошим дополнением к уже проведённому вами опросу общественного мнения и могут разительно отличаться от общепринятых оценок. (Хорошей иллюстрацией тут может послужить повесть американского писателя Эла Моргана "Великий человек" или "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, в которых репутация героев и их истинный облик ничего не имеют общего).

3.                 ИСТОЧНИК "ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО" - разного рода предметные свидетельства: статьи, книги, фотографии, рисунки, картины и прочие материально закреплённые носители информации по интересующему вас вопросу. Это могут быть не только документы, но и всякое материальное доказательство, всякая вещь, характеризующая человека или относящаяся к данному вопросу. Например, много скажет обстановка его квартиры или рабочего кабинета, описание его личных вещей. Интернет-страницы, содержащие информацию о вашем герое, например, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru  тоже можно отнести к этому типу источников, хотя и не вполне надёжных. Виртуальные источники могут быть зачастую недостоверными.

4.                 ИСТОЧНИК "НАБЛЮДЕНИЕ" - в широком смысле использование всех органов чувств для изучения образа интересующего нас объекта. Это очень важный источник информации. Так, характер будущего собеседника, его происхождение, профессия, общественное положение можно угадать, просто наблюдая за ним некоторое время. Выражение лица, голос, походка, жесты иногда говорят больше слов. Хорошие интервьюеры внимательно следят не только за ходом мысли собеседника, но и за сменой его настроения во время беседы. В последнее время на книжном рынке появилось много руководств, могущих быть полезными журналисту, - по физиогномике, хиромантии, жестуализму. (можно почитать широко известную и полезную книгу Алана Пиза «Язык телодвижений»).

5.      ИСТОЧНИК "РАЗМЫШЛЕНИЕ" - под этим подразумевается способность непосредственного получения информации путём либо рассуждений, либо интуитивных откровений. Пользоваться источником «Размышление» - значит, всю полученную информацию не просто свалить в кучу, но хорошо рассмотреть, понять, обдумать, обобщить, сделать выводы относительно характера собеседника. 

4. Относятся ли ваши вопросы к сфере компетенции собеседника?

Компетенция - это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом или о чём он уполномочен говорить. Хорошо зная, с кем вы начинаете беседу, вы не станете спрашивать сапожника о том, как лучше выпекать пироги, а пирожника о секретах сапожного ремесла. Ваши вопросы будут ставиться с учётом его национальности, пола, возраста, семейного положения, уровня образования, профессии и должности. Незнание компетенции может привести к тому, что вопросы окажутся поверхностными, примитивными, не раскрывающими возможностей собеседника.

 5. Не походит ли интервью на стандартную анкету?

Посмотрите, не слишком ли много у вас стандартных вопросов, таких, которые безо всякого изменения можно адресовать любому другому человеку. Например, "Кто оказал на вас самое большое влияние в жизни?", "Что вы больше всего цените в людях?", "Над чем вы теперь работаете?", "Что вы можете пожелать нашим читателям?" и т.п. Это, конечно, палочки-выручалочки для новичка (есть очень известный сборник общеприменимых вопросов, с помощью которых раскрывается характер и даже сущность человека – так называемая анкета самопризнаний или, по-другому, анкета семьи Достоевского). Его вопросы должны быть такими, чтобы их можно было адресовать только собеседнику и никому иному. Например: "Вашу книгу многие критикуют. Что вы отвечаете своим оппонентам?" Видно, что журналист, поставивший этот вопрос, разузнал не только о том, что книга написана, но и то, что она многим не нравится". Это именно оригинальный (а не остроумный или экстравагантный) вопрос.

  6. Есть ли логическая связь между вопросами?

Логика разговора - вещь очень важная. Вы как бы предлагаете план беседы, её оглавление, основные пункты сюжета. Профессионального журналиста видно по тому, как он направляет беседу, ведёт её от простого к сложному, от абстрактному к конкретному, от частного к общему и т.п. Читатель или слушатель должен чувствовать определённую логику разговора, видеть тот конечный пункт, к которому собеседники приближаются. Ведь иногда искусство интервьюера определяют как умение подводить человека к главному вопросу.

Если ваши вопросы можно без ущерба переставить местами, задать в произвольном порядке - это плохой признак. Это значит, что логической связи в вашем плане нет.

 7. Этичны ли ваши вопросы?

Журналист обязан быть вежливым со всяким собеседником, какие бы чувства тот ни вызывал. Следите за тем, чтобы в ваши планы не входило хоть чем-либо задеть собеседника, огорчить или разозлить его. Если собеседник не нравится, и вы не уверены, что сумеете сдержать себя в руках, лучше вообще отказаться от встречи.           

 

 Вот таковы 7 вопросов самооценки, на которые интервьюер должен ответить сам себе, прежде чем задать вопросы другому.

Шаг 3. Беседа

До беседы:

1.      Заблаговременно надо позвонить, послать письмо  - представиться и объяснить свои намерения. (См. пункт 1 «Оценки плана интервью)

2.      Договориться о времени и месте проведения интервью.

3.      Переслать (если сочтёте нужным) вопросы для предварительно го ознакомления

4.      собрать необходимые для беседы вещи (удостоверение или иной документ, визитки, фотоаппарат, блокнот, диктофон и т.п.)

 

Во время беседы:

1.      записывать ответы в блокнот (стенографировать, если умеете, или по ключевым словам записывать смысл сказанного)

2.      для страховки записывать всё на диктофон

 

Можно избежать беседы, получив письменные ответы на ваши вопросы, если на таком варианте этом будет настаивать собеседник.

Следует всегда подчёркивать, что

·        ваш собеседник и его деятельность лично вам интересны и вы хотели бы с ним познакомиться в неформальной обстановке,

·        что вы хорошо и по-доброму к нему относитесь,

·        что вы много слышали о его достижениях и знаете о нём самом много интересного,

·        что вы цените его время, но готовы к продолжительной беседе,

Что надо в результате получить (БЛОКИ)

И предварительная разведка, и беседа должны дать нам в результате материал (блоки) для написания стандартного очерка:

Что это за блоки, из которых состоит очерк? Вот примерный набор:

 

Содержание блока информации о герое

Условное название блока

1.      Яркая и краткая характеристика героя – цитаты или высказываний о нём других людей.

ЦИТАТА

2.      Краткое изложение жизненного пути (родился, учился, женился, прославился и т.п.)

ПУТЬ

3.      Краткая характеристика той области, в которой герой работает

ПОПРИЩЕ

4.      Главные достижения и награды

ДОСТИЖЕНИЯ

5.      Жизненный принцип героя, его кредо

КРЕДО

6.      Проблемы, которые сейчас решает герой

ПРОБЛЕМЫ

7.      Планы на будущее

БУДУЩЕЕ

 

Поэтому эти 7 блоков – основные направления в сборе материала. Лучше всего, если герой рассказал вам всё о себе по каждому пункту.

 

Эти блоки, когда вам удастся их наполнить конкретным содержанием, - готовые части композиции очерка.

Шаг 4. Написание очерка.

Композиция очерка

Здесь скажем только о композиции стандартного краткого портретного очерка, которая принята в последнее время. Выше уже было сказано о «блоках», из которых можно составить такой текст. Так что эти семь блоков и составят основу очерка.

Визирование очерка

Можно показать перед публикацией текст очерка собеседнику, но только если он сам будет очень настаивать. Формально вы не обязаны этого делать. Его пристрастное вмешательство в вашу интерпретацию фактов может исказить авторский замысел. В принципе достаточно того, что он сам изложил в интервью все факты – на этом его активное участие должно закончиться. А далее ответственность ложится на автора, который должен быть готов отстаивать свои слова даже в суде.

Шаг 5. Представление и оценка очерка

Свой очерк автор обычно представляет для обсуждения и оценки в учебной группе. Это очень важная процедура, которая позволяет автору лучше понять достоинства и недостатки своей работы, испытать себя под огнём товарищеской критики (и получить дополнительные баллы).

 Хотя очерк – это газетно-журнальный жанр, предназначенный не для чтения вслух, а «про себя», по сложившейся в нашем семинаре традиции, очерк автором зачитывается вслух и защищается перед группой. Это даёт возможность лучше почувствовать стилистическую отделку текста, его благозвучие, ритм, степень осмысленности текста  исполнителем. За процедуру защиты очерка перед группой добавляются баллы.

 

Рекомендуется распечатать текст и раздать несколько экземпляров для критиков, что облегчит работу.

 

Поощряется использование дополнительных технических средств, которые позволят превратить простое чтение в полноценное зрелище: например, показ иллюстраций на компьютере (в Power Pointe) и т.п.  Использование технических средств (Надписей, Звукозаписей, Внешности, Иллюстраций и Реквизита) также оценивается.

 

Чтение вслух оценивается по 5 параметрам:

1.      Громкость (чтобы все слышали),

2.      Отчётливость (без дефектов речи),

3.      Грамотность (по-русски литературно),

4.      Ясность (чтобы люди могли пересказать, что они расслышали)

5.      Краткость (не более 7 минут, иначе все позабудут, что было в начале).

 

Само содержание оценивается по  7 параметрам. Вот эти критерии.

Критерии оценки очерка

1.      Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.      Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ)

3.      Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.      Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.      Есть ли сенсационная, (уникальная, интимная) информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.      Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

7.      Этична ли позиция автора (в некоторых случаях требуется согласие на публикацию)? (ЭТИЧНОСТЬ)

Таким образом, за исполнение максимум 10 баллов (2х5), а за содержание 14 (2х7).

Дополнительно может быть оценено использование технических средств представления очерка, так что суммарная оценка может превысить 24 балла.

Дополнительные пособия:


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru