ОЦЕНКА ПЛАНА ИНТЕРВЬЮ

Интервью - диалогический жанр: один человек задаёт вопросы, а другой отвечает. Получается зеркальный текст. Первая его половина - вопросы - представляет собою план ответов собеседника. Вторая половина - собственно ответы - есть выполнение этого плана. Поэтому качество вопросов обусловливает собою качество ответов (каков вопрос, таков ответ). Журналист, идущий на интервью обязан знать, хороши ли подготовленные им вопросы. Познакомимся с критериями оценки плана интервью.

  1. ("КОМПЕТЕНЦИЯ") Относятся ли ваши вопросы к сфере компетенции собеседника?
 

1.Есть ли в интервью ясная цель?

Может случиться, что вопросы столь разнообразны, вы охватываете такой широкий круг тем, что в результате получится разговор обо всём и  ни о чём. Некоторые авторы поясняют: " Иметь цель интервью - значит, уметь объяснить её собеседнику. Люди, которых вы интервьюируете, хотят знать точно, почему вы пришли, что хотите узнать, что вы планируете сделать с информацией, которую хотите получить от них. Всё это вы должны объяснить раньше, чем зададите вопросы» (Мецлер К.).

2.Есть ли в интервью один главный вопрос?

 Главный вопрос должен быть один-единственный. Ради него и устраивается встреча. Если всё же вам кажется, что все вопросы важны или их несколько, то интервью подготовлено плохо. Оно не имеет кульминационного (или "бомбового" вопроса). Такое интервью будет размытым, драматургически неорганизованным, нестройным. Поиск бомбового вопроса осуществляется так: надо представить себе, что вам разрешено из всего многообразия подготовленных вами вопросов задать всего только один, не более. Просмотрите весь ваш вопросник и выбросите безжалостно все, кроме одного, без которого смысл интервью теряется совершенно.

3. Хорошо ли вы предварительно изучили собеседника и предмет разговора?

Бывает, что журналист начинает интервью с такой безобидной, казалось бы, фразы, обращённой к собеседнику: "представьтесь, пожалуйста". Это допустимо в одном случае: если идёт опрос общественного мнения и человек выступает как один случайный встречный из толпы. Но во всех других случаях журналист долго готовится к встрече, предварительно изучает собеседника. Для этого он старается использовать все возможные способы и источники получения информации. Можно выделить 5 типов источников.  

  1. ИСТОЧНИК "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ" - то, что знает, о чём думают все и каждый; общее, устоявшееся, традиционное, а потому чаще всего непререкаемое знание, мнение, стереотип. Например, общее мнение о каком-либо человеке есть его репутация, от которой он избавиться не может практически никогда. Общественное мнение выражается как сумма индивидуальных высказываний, но не сводится к этой простой сумме, как иногда пытаются представить нам это некоторые любители опросов общественного мнения - социологи.
  2. ИСТОЧНИК "МНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ" - высказывания заинтересованных лиц, знатоков. Если вы изучаете личность какого-то человека, то помимо выяснения анонимного общественного мнения о нём (с чего, по логике вещей, надо начинать исследование), вы должны будете обратиться к тем, кто хорошо знает интересующего вас будущего собеседника: к его родным, близким, к землякам, коллегам, товарищам по партии и т.п.). Мнения личностей послужат хорошим дополнением к уже проведённому вами опросу общественного мнения и могут разительно отличаться от общепринятых оценок. Хорошей иллюстрацией тут может послужить повесть американского писателя Эла Моргана "Великий человек" или "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда.
  3. ИСТОЧНИК "ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО" - разного рода предметные свидетельства: статьи, книги, фотографии, рисунки, картины и прочие материально закреплённые носители информации по интересующему вас вопросу. Это могут быть не только документы, но и всякое материальное доказательство, всякая вещь, характеризующая человека или относящаяся к данному вопросу.
  4. ИСТОЧНИК "НАБЛЮДЕНИЕ" - в широком смысле использование всех органов чувств для изучения образа интересующего нас объекта. Это очень важный источник информации. Так, характер будущего собеседника, его происхождение, профессия,  общественное положение можно угадать, просто наблюдая за ним некоторое время. Выражение лица, голос, походка, жесты иногда говорят больше слов. Хорошие интервьюеры внимательно следят не только за ходом мысли собеседника, но и за сменой его настроения во время беседы. В последнее время на книжном рынке появилось много руководств, могущих быть полезными журналисту, - по физиогномике, хиромантии, жестуализму.
  5. ИСТОЧНИК "РАЗМЫШЛЕНИЕ" - под этим подразумевается способность непосредственного получения информации путём либо рассуждений, либо интуитивных откровений.
Небесполезно дополнить данную типологию советами, которые даёт журналист-практик: собирайте документы (брошюры, справки, проспекты); читайте вырезки газет; ведите еженедельник; знакомьтесь с литературой (особенно с текущими профессиональными и узкоспециальными изданиями); ведите список источников (картотеку имён, телефонов, адресов); готовьте список потенциальных событий (например, календарь памятных дат); готовьте ваши собственные документы.

4. Относятся ли ваши вопросы к сфере компетенции собеседника?

Компетенция - это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Если на предыдущий вопрос вы ответили утвердительно, то, скорее всего, и с этим пунктом всё будет в порядке. Хорошо зная, с кем вы начинаете беседу, вы не станете спрашивать сапожника о том, как лучше выпекать пироги, а пирожника о секретах сапожного ремесла. Ваши вопросы будут ставиться с учётом общественного положения собеседника: его национальности, пола, возраста, семейного положения, уровня образования, профессии и должности. Если вопросы выходят за рамки компетенции человека, вы рискуете оказаться в смешном положении и доставить интервьюируемому несколько неприятных минут, когда он может почувствовать себя неуверенно. Со стороны это может выглядеть так, как будто задан слишком трудный вопрос. Не всякий может прилюдно признаться, что он ничего в теме беседы не понимает, что хорошо бы перевести разговор в более привычное для него русло. У студентов-журналистов часты ошибки из-за желания провести (инсценировать) интервью в учебной студии на "высшем уровне": например, третьекурсник спрашивает третьекурсника, каково его мнение о перспективах урегулирования правительственного кризиса в Италии. Неудивительно, что все в студии начинают улыбаться такой детской игре. Неучёт компетенции может привести к тому, что вопросы окажутся поверхностными, примитивными, не раскрывающими возможностей собеседника.

 5. Не походит ли интервью на стандартную анкету?

Посмотрите, не слишком ли много у вас стандартных вопросов, таких, которые безо всякого изменения можно адресовать любому другому человеку. Например, "Кто оказал на вас самое большое влияние в жизни?", "Что вы больше всего цените в людях?", "Над чем вы теперь работаете?", "Что вы можете пожелать нашим читателям?" и т.п. Это, конечно, палочки-выручалочки для ремесленника, но не для мастера. Его вопросы должны быть такими, чтобы их можно было адресовать только собеседнику и никому иному. Например: "Вашу книгу многие критикуют. Что вы отвечаете своим оппонентам?" Видно, что журналист, поставивший этот вопрос, разузнал не только о том, что книга написана, но и то, что она многим не нравится". Это именно оригинальный (а не остроумный или экстравагантный) вопрос.

       6. Есть ли логическая связь между вопросами?

Ваше право - задавать вопросы в той последовательности, какую сочтёте нужной. Тем более беседа - дело живое и может протекать свободно, с отступлениями от основной темы. Но профессионального журналиста видно по тому, как он направляет беседу, ведёт её от простого к сложному, от абстрактному к конкретному, от частного к общему и т.п. Читатель или слушатель должен чувствовать определённую логику разговора, видеть тот конечный пункт, к которому собеседники приближаются. Ведь иногда искусство интервьюера определяют как умение подводить человека к главному вопросу. Если ваши вопросы можно без ущерба переставить местами, задать в произвольном порядке - это плохой признак. Логической связи в вашем плане нет и может получиться так, что ваш опытный собеседник возьмёт бразды правления в свои руки и беседа получится не такой, как бы вам хотелось. Логика разговора - вещь очень важная. Напомним, что вы как бы предлагаете план беседы, её оглавление, основные пункты развития сюжета. Представьте, что вам в руки попадает повесть, в которой события развиваются не в порядке хронологическом, а произвольно. И это не авторский замысел (хронологический порядок часто не соблюдается писателем сознательно), а небрежность типографского набора или брошюровки. Так же будет выглядеть и интервью без логической связи вопросов между собою.

 7. Этичны ли ваши вопросы?

Журналист обязан быть вежливым со всяким собеседником, какие бы чувства тот ни вызывал. Хамство пока еще не стало нормой нашей жизни, и гарантией тут может стать именно поведение журналистов. Они ещё более, чем политики или знаменитости, влияют на стандарт человеческих взаимоотношений. Следите за тем, чтобы в ваши планы не входило хоть чем-либо задеть собеседника ли6о опечалить его. Если собеседник не нравится и вы не уверены, что сумеете сдержать себя в руках, лучше вообще откажитесь от встречи: никогда не пожалеете.            Вот таковы 7 вопросов, на которые интервьюер должен ответить сам себе, прежде, чем задаст вопросы другому.

вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru