Задание 3. Короткий рассказ

Третье задание, которое предлагается выполнить в семинаре по курсу «Основы риторики» - написать короткий рассказ.

 

Зачем писать рассказ

Эти советы мне самому кажутся совершенно бесполезными. Написать хороший рассказ по инструкции, всё равно, что переваривать пищу, используя учебник по физиологии пищеварения. Рассказы пишут талантливые люди, причём они не оставляют после себя вот таких руководств, понимая их бессмысленность. Потому что художественное творчество совершается вопреки рассудку, а идея и образы не изготавливаются, а рождаются в душе автора и предстают ему совершенно готовыми для последующей записи и отделки (именно это возмущало пушкинского Сальери, рассудочного композитора, когда он видел, с какой лёгкостью сочинялось всё у Моцарта. Великий австриец, как рассказывают, сразу слышал все свои произведения, а потом только записывал их, а не вымучивал по строчкам).

Тот, кто способен на такое, то есть обладает образным мышлением, как правило, хуже владеет аналитическим жанрами, мало имеет склонности к методичным исследованиям.

Поэтому в практическом курсе «Основы риторики» предоставляется возможность таким людям, если они не сумели проявить себя в предыдущих жанрах (рассуждения и очерка), взять  художественный реванш.

Но попробовать себя в жанре рассказа нужно каждому культурному человеку, чтобы хотя бы прикоснуться к великолепному миру художественного творчества, познакомиться с основами поэтики произведений, а, может, открыть в себе и талант.

 

Рассказ – художественное произведение.

Что такое художественное произведение? - В отличие от документального (очерка, например) в нём автор более свободен выразить своё видение мира и людей. Он создаёт время, обстановку, героев и их действия такими, какими они ему представляются, то есть он создаёт некоторую иную (как говорят, эстетическую) действительность. Она в той или иной мере соответствует настоящей реальности, но никогда не воспринимается людьми как абсолютно документальная правда. «Сказка ложь, да в ней намек…» - это люди всегда понимали.

Ценность этих произведений для автора в том, что он высказывает накопившееся на душе, материализует избыток творческой энергии. Для читателя – в интриге (что дальше будет?), красоте формы повествования, узнавании новых фактов и реалий, переживании страданий героев, раскрытии законов жизни, в радостном ощущении незыблемости истины, добра и красоты.

В художественном творчестве автор свободен (может писать, о чём хочет, как хочет), но он не свободен от себя – именно его душевное состояние, его самые затаённые мысли и желания, его мировоззрение – всё это изливается как бы само собой. Поэтому в художественном произведении мы зачастую больше узнаём о самом авторе, чем о том, о чём он повествует. Так что написание рассказа – во многом самовыражение.

Но в рассказе должны быть некоторые вещи, которых ждут читатели

 Поэтому вот несколько советов для начинающих авторов, соблюдение которых поможет осознать технику писательского труда, его основные инструменты и приёмы.

 

Сюжет и где его взять

Главное в рассказе – сюжет, или последовательность интересных событий. Анекдот – самый популярный жанр устного народного творчества – сюжет в чистом виде. Не надо думать, что анекдот должен быть смешным – это не обязательно. Это просто краткая поучительная история, не отнимающая много времени.

В нашем случае, когда мы пишем рассказ на тему «Герой нашего времени», полезно расспросить какого-нибудь бывалого достойного человека и попросить рассказать интересный случай, который с ним был в жизни и как-то повлиял на его судьбу.

 Мы вообще склонны искать такие вот поворотные точки в жизни, потому, что именно они открывают нам законы, по которым всё развивается.

Превращение – то, чего ждут

Рассказ интересен тогда, когда он повествует не просто о цепи событий, а когда в нём есть ПРЕВРАЩЕНИЕ.

Душа читателя жаждет всегда ЧУДА, чего-то необыкновенного. Поэтому хорошие писатели рассказывают о том, как преобразуется душа человека, как он из негодяя становится праведником (Песнь  о Кудеяре Некрасова), как происходит кардинальный поворот в поведении – из хвастуна становится жалким подхалимом (Толстый и тонкий» Чехова), как из ласковой матери вдруг женщина превращается в исступлённую безжалостную наркоманку («Когда отлетает душа» М. Смирновой), а партизан переодевается в немецкую форму и становится на время заправским эсэсовцем, чтобы спасти своих товарищей («Продукты для зондеркоманды» Т. Назаренко).

Поэтому главное – хороший сюжет, история, которую надо отыскать. Всё остальное во многом определяется тем, насколько хорош сюжет. Поэтому писатель – это искатель сюжетов, прежде всего. И в нём надо искать элементы чудесного превращения.

 

Три уровня изображаемой реальности

В рассказе присутствует три уровня реальности:

  • Внешний – это последовательность разворачивающихся видимых событий, материальный план бытия.
  • Внутренний – это мысли героев, их чувства, их диалоги, план душевный.
  • Духовный – это некоторые проявления сверхъестественных сил, без которых жизнь становится серой, приземлённой, скучной и бессмысленной. Мир идей, духов, таинственных непознанных сил.

Поясним. Присутствие высших сил – это не обязательно явление герою рассказа светлого ангела или какого-нибудь волшебника. Это достаточно грубый приём дешёвых авторов.

Но тонкий автор показывает такие ситуации, в которых герои оказываются на грани своих сил, возможностей, переживаний, когда в критическом положении они вынуждены совершать действия на грани своих физических,  умственных и душевных возможностей. И тогда-то и происходят настоящие чудеса, приоткрывается завеса иной реальности, и мы видим преображённого человека и чувствуем дыхание иной, высшей реальности.

 

Например:

  • В песне о Кудеяре атамане - напрямую происходит Божественное вмешательство: «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». Атаман начинает мучиться, зверствовать, но, в конце концов, кается и уходит в монастырь Богу и людям служить.
  • В рассказе Чехова «Толстый и тонкий» один из героев – мелкий хвастливый чиновник, узнав, что его друг стал важным сановником, вдруг в мгновение превращается в жалкую дрожащую тварь и начинает заискивать перед тем, перед кем он только что важничал. Где тут вмешательство высших сил? – Подумаешь, трус испугался и опять вошёл в привычное амплуа мелкого подхалима, - скажете вы. Но с другой стороны, здесь происходит восстановление того высшего иерархического порядка, который был нарушен зарвавшимся мелким чиновником. Мы увидели, как восторжествовало древнее правило «Всяк сверчок знай свой шесток». И тот, кто претендует на почести не по достоинству – смешон и жалок во все времена.
  •  В страшном рассказе М.Смирновой «Когда отлетает душа» мы становимся свидетелями проявления злых демонических сил – когда молодая мама-наркоманка в миг преображается и теряет всякий человеческий облик, который она старалась сохранить ради своих близких, лишь только речь зашла о её роковом пристрастии к наркотикам.
  • В рассказе «Продукты для зондеркоманды» герой-партизан переодетый эсэсовцем, достигает предела нравственных и умственных сил ради спасения своих товарищей так, что прямо на наших глазах становится сверхчеловеком и совершает немыслимый подвиг..

Конфликт – главное

Столкновение героя  с противостоящими трудностями – вот обычно чего ждут читатели. Это не обязательно борьба антагонистов. Существует типологии конфликтов:

  1. противостояние двух противников
  2. герой против природы
  3. герой против общества
  4. герой против Бога
  5. герой против самого себя

 

Сюжет должен иметь конфликт.

Шаги развития конфликта. Композиция

Борьба двух непримиримых сил протекает поэтапно. Этих этапов разные авторы насчитывают от четырёх до пяти. Совокупность этих последовательно сменяющих друг друга этапов борьбы называется драматургией произведения, или его композицией.

Вот как описываются типичные части композиции короткого рассказа  в одном из пособий[1] для англоязычных студентов:

  1. «Взрыв» или «Крючок» - интригующее начало, которое должно привлечь внимание читателя с первых же слов и заставить его читать далее.
  2. Конфликт – Характер, вступающий в противоречие с внешними или внутренними оппонентами.
  3. Экспозиция – контекст событий, без которых не понять персонажей. (объяснение времени, места действия, атмосферы)
  4. Осложнение ситуации – возникающая проблема, препятствующая герою достижения его целей.
  5. Переход («Transition») – то, что связывает между собой отдельные части и сцены. (Вообще не совсем понятно, что имеет в виду автор, который это объясняет следующим образом: Образ, символ, диалог, который соединяет параграфы и сцены между собою. (Image, symbol, dialog, that joins paragraphs and scenes together)/
  6. Предыстория – воспоминание о том, что произошло до описываемых событий и имеет непосредственную связь с ними.
  7. Кульминация – высшая точка развития конфликта.
  8. Спад – то, что происходит затем.
  9. Развязка – когда разрешается внешний или внутренний конфликт.

 

Существует классическая композиция драматического произведения, известная уже несколько веков. Она имеет большое значение для понимания не только композиции художественного произведения, но и как инструмент анализа.

 

ЭКСПОЗИЦИЯ

Изображение времени, пространства, действующих лиц

 

ЗАВЯЗКА

Начало конфликта, нарушения равновесия в отношениях межу антагонистами

 

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.

 

КУЛЬМИНАЦИЯ

Наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход.

 

РАЗВЯЗКА

Новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.

 

 

Хороший интересный рассказ в основе своей почти всегда имеет такую модель.

Бытописатель, а не фантаст

Просим не писать фантастических рассказов о жизни на Марсе, событиях в Лиллипутии, войне гоблинов с эльфами и прочей выдуманной чепухе. Сочинения такого рода не имеют никакой ценности для начинающего писателя. Он должен уметь понимать настоящую действительность, общественную обстановку, изображать характеры современников, понимать мотивы их действий. Он – бытописатель.

Поэтому обязательное условие – реализм, рассказ о современности, раскрытие проблем эпохи.

Ищите сюжеты и героев вокруг себя, расспрашивайте знаковых, родственников, бывалых людей.

 

Характер должен быть живым

Персонаж, о котором вы пишете должен иметь прототип – реальное лицо, о котором нужно как можно больше узнать, составить своего рода досье на него.

Популярный преподаватель основ писательского мастерства рекомендует узнать о прототипе всё:

  1. Имя
  2. Возраст
  3. Работа
  4. Этническое происхождение
  5. Внешность
  6. Где живёт
  7. Любимый цвет
  8. Друзья
  9. Любимые блюда
  10. Что пьёт
  11. Чего боится
  12. Недостатки
  13. Любит ли животных
  14. Религиозная принадлежность
  15. Увлечения
  16. Семейное положение
  17. Есть ли дети
  18. Темперамент
  19. Что ненавидит
  20. Его тайны
  21. Яркие эпизоды жизни
  22. Болезни
  23. Привычные нервные жесты
  24. Хорошо ли спит по ночам

 

Можно посоветовать как стратегию сбора личной информации «Таблицу элементов образа личности», которая даёт более упорядоченный набор признаков и указывает на источники сбора информации.

Знать о герое (прототипе) надо как можно больше, но рассказывать всё о нём, конечно, нельзя, а только то, что минимально необходимо.

Представление героя – в нескольких словах

В коротком рассказе нет места для такого подробного всестороннего описания личности героев.  Упоминать только то, что необходимо для  понимания действий, что поясняет суть происходящих событий. Вот как блестяще кратко рисует А.С.Пушкин образ одного из персонажей повести «Дубровский»:

«Двери отворились, и Антон Пафнутьич Спицын, толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь, и уже собираясь извиниться...»

Так же коротко и ярко описаны А.П.Чеховым персонажи в «Толстом и тонком».

«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын».

Читайте Чехова

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов по общему признанию – величайший мастер короткого рассказа. Нет лучшего способа понять технику написания, чем много и внимательно читать и, главное, перечитывать его рассказы – от самых ранних, когда он был ещё студентом-медиком и писал для газет до позднейших, вмещающих в себя мысль ощущение эпохи (см. анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» - как эпоха раскрывается на двух страничках текста).

Вообще для понимания любого произведения нужно, по меньшей мере, три прочтения. Первый раз мы обращаем внимание на то, что лежит на поверхности – сюжет (внешний план событий), второй раз – нам уже понятна композиция, и мы обращаем внимание на что-то другое, например, на переживания и слова героев, они нам становятся понятнее, ближе, мы радуемся им, как хорошим знакомым, мы понимаем их характеры (внутренний план произведения – психологический). Ну а третий раз мы уже не столько читаем, сколько размышляем над прочитанным. Иногда нужно и более трёх прочтений, чтобы нам открылся истинный смысл написанного (высший план), та идея, которую автор внушает нам посредством своего вымысла. Иногда тайна бывает преднамеренно скрыта в иносказании. Конечно, надо учитывать бесконечное количество потенциальных смыслов.

Вот, например, как можно выделить три плана в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Внешний сюжетный план – доступный для понимания всеми читателями – это серия приключений банды Воланда в Москве и параллельно искажённые Евангельские события; внутренний план – история Мастера и его любовницы их глубочайшие переживания и страдания; и высший план – это трагедия великого русского города, который оставлен Богом для вразумления его жителей и в котором Сатана устраивает свою ежегодную чёрную мессу (о чём прекрасно написал профессор М.М.Дунаев в своём фундаментальном труде «Православие и русская литература»).

 

Краткость – сестра таланта (А.П.Чехов)

Но, добавляли наши современники, мачеха гонорара (в советское время платили не за талант, а за строчки).

Написать длинно – не составляет труда. Написать кратко – требует необычайных усилий. Ведь в кратком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки.

Поэтому всегда есть противоречие между автором, которому хочется высказать всё, а с другой стороны – редактором и читателем, у которых времени мало и врожденная неприязнь к многословию.

Поэтому объем вашего рассказа не может превышать 1500 слов. Более длинные рассказы досылаются на сокращение

Лучшие рассказы Чехова – и того меньше, например «Толстый и тонкий» - 511 слов.

 

Представление рассказа в группе

Художественное произведение по старой русской литературной традиции обычно перед публикацией проходило несколько читок вслух перед слушателями. Так всегда делал Пушкин – его первым критиком была старая няня Арина Родионовна. Будучи в ссылке, он пользовался малейшей возможностью прочитать свои новые стихи хоть кому либо – это важно, в первую очередь, для самого автора, Он слышит как бы со стороны музыку своих стихов, чутко улавливает реакцию своего собеседника – ему самому становится ясно, хороши или нет его произведения. В древнем Риме, во времена Цицерона образованные люди собирались на так называемые рецитации (recitatio) – где философы или ораторы зачитывали свои произведения перед ценителями. Проверку в дружественной аудитории проходили и многие произведения Михаила Булгакова.

Так что мало написать рассказ, надо его ещё и прочитать. Поэтому прежде, чем выступать в группе, обязательно прочтите (не просто дайте почитать – это не всегда приносит пользу) кому-нибудь из близких, друзей. Читайте с выражением – рассказ это художественное произведение, так что от вас потребуется именно художественное чтение. Это значит, что вы становитесь артистом, мастером художественного слова. Вы должны передавать атмосферу события, перевоплощаться в героев, передавая их интонации и особенности выговора, сопереживать происходящему.

Правильное чтение обнажает недостатки и выявляет достоинства, помогает убрать лишнее и добавить явно недостающее.

 

Когда вы будете читать рассказ в группе, то можно читать с листа. Это ведь не ораторский жанр и здесь не действует такой критерий, как «контакт» (см. «Таблица элементов зрелища»). Можно сказать, что художественная декламация – это голос из другой реальности, а чтец в эти минуты – обитатель этого другого мира, приоткрывающий нам таинственную завесу в этот мир.

Критерии оценки рассказа 

 

В семинаре по практическому  курсу «Основы риторики» приняты следующее параметры оценки рассказов.

ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА

По содержанию

Максимум баллов

  1. ВРЕМЯ

Как полно представлено ВРЕМЯ (приметы эпохи: нравственные, общественно-политические, экономические, технические, состояния природы…)

2

  1. ПРОСТРАНСТВО

Насколько реально изображено ПРОСТРАНСТВО (место действия, описание среды обитания героев…)

2

  1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Насколько полно изображены характеристики личности ГЕРОЕВ (имя, характер, тело, происхождение, семейное положение, род занятий,  имущественное положение…)

2

 

По структуре

 

  1. НАЗВАНИЕ

Уникальность и соответствие содержанию

2

  1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Объяснение общественных причин написания рассказа, его цели, значимости.

2

  1. ЭКСПОЗИЦИЯ

Изображение времени, пространства, действующих лиц

2

  1. ЗАВЯЗКА

Начало конфликта, нарушения равновесия в отношениях межу антагонистами

2

  1. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.

2

  1. КУЛЬМИНАЦИЯ

Наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход .

2

  1. РАЗВЯЗКА

Новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.

2

  1. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вывод, мораль, назидание, внесюжетная оценка рассказу.

2

 

По функциям

 

  1. ПОВЕСТВОВАНИЕ

Последовательность взаимосвязанных событий.

2

  1. ОПИСАНИЕ

Образ обстановки и отдельных объектов через перечисление внешних признаков.

2

  1. ДИАЛОГ

Общение собеседников или внутренний диалог героя (вопросы-ответы, приказ-возражение и т.п.)

2

Итого:

 

28

Помимо этих, касающихся содержания критериев, учитывается и исполнительское мастерство рассказчика. Здесь применяются упрощённые критерии: чтение должно быть с чувством, толком, расстановкой. За этими простыми и всем известными словами Фамусова из «Горя от ума» кроется глубочайший смысл: эмоциональность (неравнодушное чтение, переживание того, о чём читаешь), глубокое понимание содержания  и орфоэпическая правильность (хорошая дикция чтеца).

За исполнение автор может получить до 6 баллов (по 2 балла за "чувство", "толк", "расстановку" соответственно).

Итого, наибольший балл за рассказ – 34

 

Приложения

  1. Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
  2. Чистякова Анна "В погоне за Америкой" (1996 г.)
  3. Назаренко Татьяна "Продукты для зондеркоманды" (2004 г.)
  4. Смирнова Марина "Когда отлетает душа" (2006 г.)

Литература

  1. Лоусон Д.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.,1961; с.514-558. - это третья глава, которая называется "Композиция фильма"(можно скачать zip-file в формате Word - 78 kb).
  2. Dennis J. Jertz. Short Stories: 10 Tips for Novice Creative Writers (http: //jertz.setonhill.edu/writing/creative/shortstory)
  3.  

 



[1] Dennis J. Jertz.  Short Stories: 10 Tips for Novice Creative Writers  (http: //jertz.setonhill.edu/writing/creative/shortstory)


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru