Размышления на защитах магистров-вечерников по направлению «журналистика» 10 марта 2011 года

Информационное производство как отрасль промышленности в России бурно развивается, тяга молодёжи к журналистике и другим коммуникативным профессиям не ослабевает. Магистерские защиты свидетельствуют и о некоторых тенденциях в подготовке специалистов по журналистике, об усвоении нашим университетом достижений информационной отрасли и, как говорится, о неиспользованных резервах.

Скажу о положительных впечатлениях.

Во-первых, это диссертация Анны Ипатьевой «ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ В РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XXI ВЕКА». Автор проводит анализ государственной политики в области борьбы с наркотиками и убедительно доказывает, что на самом деле практически все так называемые антинаркотические акции имеют результатом всё большее насаждение целого культа наркотиков в России. В диссертации прослеживается корыстный интерес правящего класса, финансирующего подобные мероприятия.

В частности, в диссертации отмечается, что «идеологическое и тематическое однообразие передач ТВ, печатных изданий, видео и кинопродукции, направленных на молодую аудиторию, говорит о центральном источнике финансирования. «Содержание новейшей российской культуры – маркетинг наркотиков» [1] . Наша страна уже давно превратилась в линию фронта. Правда, победа пока – на стороне противника».

 При написании магистерской диссертации автор использовал контент-анализ документов, публицистических источников, телевизионных фильмов. Также автор воспользовался личными наблюдениями, полученными во время многократного посещения стационарного Центра для подростков с зависимостью «Возрождение» (г. Москва) и Центра реабилитации и адаптации для совершеннолетних наркоманов «Страна Живых» (г. Подольск) в 2007-2008 гг. В ходе исследования был проведён анализ ситуации в России, связанной с проблемой наркомании, изучена учебная и методическая литература по теме.

Достаточно яркой и стройной была работа Е. Щекочихиной о телеканале «Культура» - единственном в своём роде на российском телевидении, где ещё авторами движет что-то кроме жажды наживы и тщеславия.

Ещё одну работу можно отметить в ряду прочих как некоторое показательное явление. Это представленный Ксенией Джалагония уже осуществлённый проект – официальный сайт Таганской управы города Москвы. Автор сама является разработчиком и оператором этого успешного интернет-ресурса, который завоевал первое место среди официальных веб-сайтов Центрального округа Москвы ещё в 2009. По своему жанру работа представляет собою не обычное академическое исследование, а говоря строго – НИОКР (научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую разработку). Ранее готовые подобные дипломные проекты у нас уже защищались.

Так, ещё в 2007 году на вечернем отделении была успешно защищена дипломная работа Елены Богомоловой «Создание проекта журнала, посвящённого проблемам городского озеленения» (научный руководитель – профессор Грабельников А.А.). В 2010 – бакалаврская работа Ирины Суховой «Научно-исследовательская и опытно-конструкторская разработка официального сайта МОУ «Физико-математический лицей города Сергиев Посад Московской области» (научный руководитель – доцент Пряхин М.Н.), в том же году – интересная магистерская диссертация Маргариты Урбановской «Организация работы информационного тематического Интернет-портала» (научный руководитель – проф. Грабельников А.А.) и другие.

Со временем таких диссертационных выпускных НИОКР будет всё больше. Ведущая здесь тенденция – это всё больший поворот к тому, чтобы готовить создателей-разработчиков разного рода изданий (газет, журналов, электронных СМИ, а по преимуществу - интернет-сайтов). Это превращение выпускника журфака в менеджера, или «технолога информационного производства в СМИ».

Это кардинальный поворот в журналистском образовании, [2] , в РУДН необходимо ускорить для того, чтобы уже в ближайшие годы не утратить конкурентоспособности, соответствовать велениям времени.

Проблема критериев

В связи с этим встаёт интересная проблема, которую предстоит решать научным руководителям. Это проблема критериев оценки выпускных работ. Дело в том, что обозначились три вида выпускных работ, о которых скажу несколько слов.

Первый - обычная академическая исследовательская диссертация. Здесь всё достаточно устоялось – есть общепонятные требования, с которыми можно ознакомиться в обычных руководствах по написанию дипломных сочинений [3] .

Второй вид – так называемые творческие работы – фильмы, книги, серии публикаций. Здесь, на мой взгляд, ещё нет до конца разработанной системы понятных критериев оценки. Мне приходилось присутствовать на защите 40-минутного фильма, когда было много претензий от комиссии к автору-соискателю, но сами эти претензии не представляли стройную систему требований к подобного рода работам.

И, наконец, третий вид выпускного сочинения – практическая разработка информационного производства (НИОКР). Проект должен оцениваться, как и любое производство, с точки зрения эффективности (организационной и финансовой, очевидно). Но это не единственный показатель. Тут, вероятно, юридические, технические, этические и другие аспекты оценки. Нам придётся уяснить систему критериев оценки НИОКР в нашей области.

Мне кажется, что обозначились окончательно системные характеристики журналистского образования – это три направления - научно-исследовательское, опытно-конструкторское и художественно-публицистическое. Эта триада, очевидно, может быть концептуальной основой планирования учебного процесса.

Ляпы и тяпы

Защиты – кульминация учебного процесса. А кульминация, как известно, вершина, с которой хорошо просматриваются как истоки, так и перспективы. То есть всё до боли ясно. Поэтому поделюсь своей болью с дорогими читателями – коллегами и студентами. Что же я увидел и услышал и о чём вздыхал, страдая от духоты на протяжении пяти часов, пока шло избиение академических младенцев?

Неумение говорить правильно по-русски.

У нас русский язык преподаётся как иностранный (РКИ). И говорят на нём даже русские студенты часто как на чужом, не родном, точнее, на известной смеси "французского с нижегородским". Забавно слышать, когда блондинка долго цитирует какие-то французские и англоязычные тексты, стараясь при этом соблюдать правила иностранного произношения, а затем вдруг по-простому заявляет: «Мною было проанализировано более триста семьдесят публикаций (!)». У другой диссертантки проскользнула таинственная фраза «Это приводит к снижению националистических идей» (?). О, Русь!

Непонимание смысла употребляемых слов.

О, Русь! (Oh, Rus!) Например, термин «национализм» используется как ругательство. На вопрос, что он означает, диссертантка, хорошо подумав, ответила: превознесение собственной нации и ненависть к другим народам. Пришлось объяснить, что национализм, по определению великого русского философа Ивана Ильина, есть любовь к своему народу. А то, что она называет - есть шовинизм и ксенофобия – эксцессы, извращения национализма. Чтение либеральной прессы с её новоязом, преднамеренно извращающим понятия, должно быть критическим, если претендуешь на академическое звание магистра журналистики.

У другой диссертантки я попросил дать определение понятия «культура», на что был получен ответ примерно такого рода: то, что существует вне личности и без чего человек не может быть личностью. Это одно из нескольких сотен существующих ныне определений, выбранное, по-моему, безо всякого основания.

Хочу подчеркнуть, что именно внимательное, осмысленное отношение к употребляемым словам, терминам в особенности, отличает учёного человека, претендующего на академическое звание, от простолюдина. Быть учёным, философом, значит размышлять над смыслом слов, искать их исходные этимологические точки, их происхождение, эволюцию, всё многообразие накопленных смыслов семемы.

Пустяковые темы для исследования

Выбор темы должен в серьезном исследовании определяться её общественной или научной важностью, а не только «велением души», собственным частным интересом. Печально поэтому читать диссертацию о проблемах женского футбола – добросовестное, обширное исследование о неженской игре, очередной причуде спорт-бизнеса. Автор – эфемерное существо с нежным ангельским голоском, сокрушается, что в России отношение к женскому футболу "очень отрицательное". Я отвечу: слава Богу, Россия ещё до конца ума не потеряла в отличие от дичающей Европы, где от культуры остаются одни только воспоминания. В ходе обсуждения выяснилось, что автор, как и большинство присутствовавших на защите, не понимают разницы между спортом и физкультурой – этими антагонистами. Физкультура есть деятельность культурного человека по гармоническому развития своих телесных качеств. Спорт – коммерческое предприятие, безжалостно эксплуатирующее и уродующее здоровье молодых людей на утеху публике, жадной до жестоких и непристойных зрелищ.

Незнание или преднамеренное игнорирование законов формальной логики

Это называется детская болезнь в науке. Три из десяти представленных диссертаций в названиях содержали характерное словосочетание «на примере». «Особенности функционирования информационной радиостанции на примере радио «Коммерсант», «Культурно-просветительские программы российского телевидения: современное состояние и тенденции развития на примере телеканала «Культура». Была попытка представить работу под названием «Методика разработки официального сайта на примере веб-сайта Таганской управы».

Это давняя и практически неизлечимая болезнь, да простят меня мои коллеги и ученики. Помню, как мой учитель, умнейший человек, Ю.П.Буданцев, впадал в неописуемую ярость, когда встречался с такими формулировками. Нельзя отождествлять ОБЩИЙ и ЧАСТНЫЙ случаи! Когда же широкой научной общественности станет, наконец, понятна глупость, которая выдаётся за формулировку научной (!) темы?! Ну, разве может медик, будучи в здравом уме, написать исследование на тему: «Строение организма человека на примере строения женского организма»? Когда приводишь подобный пример, все весело смеются. А через год всё повторяется с нечеловеческим постоянством: опять рассказываешь про женский организм, и опять все смеются – мне в лицо. Люди, я любил вас! Странно, что ещё не разлюбил.

Произвольность выбора предмета исследования

Массив эмпирических данных для анализа не может быть в добросовестной работе произвольным. Он должен быть представительным, то есть и достаточно полным и выбор его должен быть обоснован.

В одной интересной и очень скрупулёзной работе по когнитивной лингвистике автор сравнивает публикации о российских политиках в американской и французской прессе. На вопрос о том, почему во внимание не была принята британская пресса или какая-либо ещё, например, датская или албанская, был получен не вполне понятный с точки зрения методологии науки ответ, примерно в том плане, что британская пресса пишет почти то же, что и американская.

Не отрицая добросовестности работы, нужно сказать, что выбор для сравнения не показался вполне основательным. С человеческой позиции понятно, что если ты знаешь английский и французский, то этим объясняется твой выбор. Но в актуализации диссертации такая мотивация будет выглядеть просто нелепой.

Доказывание очевидного

Рабочая гипотеза о том, что язык прессы формирует имидж (образ) политического деятеля, вряд ли вызовет какие-либо возражения и даже сомнения у любого здравомыслящего человека. Поэтому сожалеешь о неимоверных усилиях диссертанта, который потратил их на доказывание очевидных вещей.

О роли университета как консервативного учреждения

То, что идёт крушение культуры, очевидный факт. Передовой отряд разрушителей - средства массовой информации (точнее дезинформации), орудие психологической войны против народа. Практически полностью находясь под контролем олигархии, журналисты и рекламисты целенаправленно разлагают народ, способствуя превращению его в толпу с примитивными потребительскими запросами, а в скором времени и в управляемые посредством чипизации «биообъекты» (официальный термин).

Антикультурная стихия бьётся в окна университета. Старая наука, к которой так привыкли профессора от журналистики, оказалась несостоятельной. Смешно всегда было слышать заклинания о принципах прессы: «партийность», «народность», «научность» и т.п. Воспоминания о так называемой телевизионной науке ещё смешнее: «вездесущность», «оперативность», «достоверность», «интимность» … Журфаки всегда были факультетами ненужных вещей (научный коммунизм, "истпарт", "марлен", "тыр-пыр", "политэк", анализ экономики и т.п. и т.д.) зомбирующими предприятиями советского агитпропа, из стен которых человек выходил с кривой ухмылкой до конца жизни и с крепко сжатым демократическим кукишем в кармане.

А теперь мы по полной программе вкушаем прелести новой волны – все эти маркетинги, менеджменты, пиары, нейролингвистическое программирование, всевозможные методы манипулирования. Эти предметы без твёрдой культурной основы в преподавании приводят человека к полному духовному краху.

Что такое культурная подоснова гуманитарного образования? Фундаментальный вопрос, требующий фундаментального ответа. В данной статье ограничусь кратким утверждением, которое выстрадал за два последних десятилетия.

В России культурной основой образования является Православие. Россия возникла тысячу лет назад как православное государство, которое сумело стать оплотом и гарантом христианской культуры. Отказ от этого пути в 1917 году стал причиной наших неурядиц. Крушение СССР в 1991 году можно рассматривать как инерцию христианской культуры, которая не исчерпала своих сил.

Осознать и признать эту культурную основу – жизненно важная задача учёного сословия.

Эти мысли постоянно преследуют меня на встречах со студентами, особенно на защитах выпускных работ. Здесь безкультурность проявляет себя в особо опасной – наукообразной форме. Свои диссертации представляют люди, уже усвоившие нравы буржуазной прессы как нечто должное. Всё меньше тургеневских барышень, к которым привыкла высшая школа, всё больше тех, для кого Собчак - мерило успеха.



[1]  Маркова Н.Е. "Культуринтервенция" - М.: Квадрат-С, 2001. 

[2] Этот поворот был предсказан автором настоящих заметок в 1996 году в статье «О стратегии журналистского образования». Статья опубликована в Вестнике Российского университета дружбы народов. Серия "Литературоведение. Журналистика" 1996, № 1.с.103-110

[3] См., например: Кузин Ф. Диссертация


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru