ОБЩАЯ РИТОРИКА

(программа курса лекций)

Цель курса

О предмете курса “Общая риторика”

Раздел 1. Историко-философское введение

Тема 1. Риторика и софистика в Афинах.

Тема 2. Риторика в древнем Риме.

Тема 3. Риторика и гомилетика.

Раздел 2. Классический риторический канон: современное прочтение

Тема 4. Нахождение материала.

Тема 5. Расположение материала.

Тема 6. Украшение материала (словесное выражение)

Тема 7. Запоминание.

Тема 8. Произнесение.

Раздел 3. Диалогика.

Тема 9. Дискуссия.

Тема 10. Спор.

Цель курса

- дать представление об основных этапах развития риторики, познакомить с основными понятиями и терминами, показать значение ее для оратора.

О предмете курса “Общая риторика”

Многообразие определений понятия “Риторика”. Риторика - наука о грамотной речи. Грамотная речь (от греч. Gramma - все начерченное, в частности, письменный знак, буква, изображение, образ, рисунок, надпись, все написанное - письмо, книга, сочинение и т.д.) - предварительно написанная, а потом уже произнесенная.

“Риторика родилась из распри” и интерес к ней обостряется в эпоху общественных противоречий (например, в Афинах в 5-4 в.в., в Риме в 1 в. до Р.Х., в России в конце 19 и начале и конце 20 в.).

После своего появления риторика постепенно превращается в софистику (умение доказывать что угодно), а затем вырождается в эристику (бесстыдное искусство ведения спора).

Современные европейские пособия по риторике излагают предмет в том виде, как он сложился к началу 1 века нашей эры: исторические особенности зарождения и развития риторики, классический риторический канон и рекомендации по ведению диалогов.

Раздел 1. Историко-философское введение

Тема 1. Риторика и софистика в Афинах.

Греческая демократия в 5-4 в.в.: обострение общественных противоречий на фоне расцвета материальной культуры, искусств и демократического государственного устройства. Судопроизводство с 621 г. до Р.Х. начинает осуществляться на основе законов (Драконтовское законодательство). Логографы - наемные сочинители речей для суда. Спрос на ораторов рождает первых платных учителей красноречия (“старшие софисты”).

Софист Протагор из Абдер (480-410) и его методы обучения красноречию (“за и против”). Его философское (на самом деле - софистическое) обоснование права на личное видение мира и отрицание единой истины (“Человек - мера всех вещей...”).

Софист Горгий (483-375) отрицает познаваемость мира и истину вообще (учение агностицизма) и учит побеждать в споре, используя два вида чародейства - обман мысли и очарование духа. Горгианские фигуры: антитеза, равночленность и созвучие окончаний.

Исократ (436-338) - основатель школы красноречия в Афинах для подготовки практических политиков и полководцев. Принцип Исократа: “Нельзя научиться хорошо мыслить, не научившись хорошо говорить”.

Вырождение риторики в софистику и эристику у “младших софистов”. Уловки софистов в споре.

Критика софистов Сократом с позиций объективного идеализма.

Трактат Аристотеля “Риторика” как компендиум греческой риторики 5-4 в.в. и его непреходящее значение.

Критика софистов Аристотелем в трактате “О софистических опровержениях”. Классификация уловок: основанные на неправильном словоупотреблении и на неправильном рассуждении.

Литература

Тема 2. Риторика в древнем Риме.

Завоевание римлянами Греции в 3 в. до н.э. Греция становится для римлян главным культурным центром. Мода на греческое образование. Греческие риторические школы в Риме, нашествие греческих учителей.

Консерваторы изгоняют всех их дважды (в 173 г. и 161 г.) и закрывают риторические школы как не отвечающие строгим римским нравам.

Цицерон (106-43) - последний великий оратор республики - получает всестороннее образование в Греции и стремится реализовать греческий риторический идеал у себя на родине. Успех оратора, по Цицерону, заключается в степени его образованности (“Обилие содержания порождает обилие выражения”). Идеал оратора - “достойный муж, искусный в речах” (требование от свободного гражданина постоянно заниматься ораторской, то есть политической деятельностью). Примиряет истину (философию) и красоту (риторику), утверждая, что “из всех мнений истинно то, которое красноречивее изложено”. Задача воспитания оратора не в том, чтобы научить красивой речи, а в том, чтобы научить пользоваться ею. Цицерон считает Р. не умозрительной наукой, а “практически полезной систематизацией ораторского опыта» (“Об ораторе”, 1, 107-110). Идеальный оратор - политик, правозащитник, знакомый со всеми науками. Его успех основан на даровании, обучении и практике.

Угасание риторики в императорском Риме. Трактат "О воспитании оратора" (“12 книг риторических наставлений”) М.Ф. Квинтилиана как итог античной методики преподавания риторики. Оформление классического риторического канона из 5 разделов (нахождение, расположение, украшение, запоминание и произнесение). Канон 10 аттических ораторов.

Итоги античной риторики: отмежевание от философии, создание массовой профессии платного учителя красноречия - софиста, большое количество риторических школ (греческих и латинских), многих пособий, выработка особого языка публичной речи, введение риторики как основного предмета в образование (в составе тривиума).

Литература

  • Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика//Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.,1974.

 

Тема 3. Риторика и гомилетика.

Гомилетика - наука о христианской проповеди. Идеал нового речевого поведения, указанный в Евангелиях - простота, доступность, безыскусность, искренность, сердечность, вдохновенность.

Евангельское отношение к Слову как к священному и творческому началу: “В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин., 1, 1) в отличие от инструментального к нему отношения у софистов. Новый стиль поведения и новый образ жизни: наставления Христа Апостолам, посылаемым на проповедь нового учения (Мф.,10). Вдохновение - основа успеха христианского проповедника.

Рождение христианской церкви в день Пятидесятницы - схождение Святого Духа на Апостолов - вдохновение их на самоотверженную проповедь (см. Деян., 1). Начало массовой христианизации мира.

Три дара христианскому проповеднику: глоссолалия (способность говорить иными языками), профития (пророческий дар), дидаскалия (учительский дар).

Три свойства гомилетики: собеседовательность, общепонятность, бесхудожественность. Искренняя любовь к собеседнику как первое условие проповеди.

Неприятие риторической практики у первых христиан и полный антагонизм риторики и гомилетики.

Примирение гомилетики с риторикой. Ориген (185-253) и Блаженный Августин (354-430) признают необходимость риторической подготовки для христианского проповедника. Риторизация проповеди, появление христианской риторики.

Творчество Святых Отцев церкви 4 в. от Р.Х.: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Использование достижений классической риторики в создании христианских произведений.

Литература

  • Алявдин А.П. Гомилетика//Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1, С.423-424.
  • Барсов Н. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1883.
  • Михальская А.К. Основы риторики. Гл.7.
  • Пряхин М.Н. "Риторика и гомилетика: буква и Дух" // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013, №2, С.107-113.

Раздел 2. Классический риторический канон

Тема 4. Нахождение материала.

Античные методы нахождения идей. Источники нахождения: Аристотель о двух источниках - технических и нетехнических. Топика (учение об “общих местах”).

Некоторые основные топы: генезис (происхождение), сходство и различие, причина и следствие. Типовые схемы (вопросники) для развития тем в современной практике обучения риторике.

Современные методы нахождения идей в практике преподавания риторики. Мозговой штурм.

Логика интервью.

Типовые репортерские вопросники. Типовая универсальная модель ситуации и ее элементы (время, пространство, цель, субъект, средство, объект). Пять шагов интервьюера при разработке образа события: собрать информацию, получить объяснение причин (предыстории), оценку события с разных точек зрения, прогноз и рекомендации.

Типы точек зрения на ситуацию: "моральная", "профессиональная", "общественно-политическая". Три типа ораторов ("очевидцы", "эксперты" и "общественные деятели").

Таблица элементов зрелища как стратегия подготовки материала для выступления..

Содержательные элементы выступления: "тезис", "аргументы", "логика".

Типы тезисов: "информация", "объяснение", "оценка", "предсказание", "побуждение".

Типы аргументов: ссылки на "общественное мнение", на "личный опыт", на "документы", на реальные (наблюдаемые) события.

Исполнительские элементы выступления: “текст”, “речь”, “контакт”, “мимика”, “телодвижение”.

Технические элементы выступления: “надпись”, “фонограмма”, “внешность и обстановка”, “картинки”, “реквизит" (предметы манипуляции)”.

Количественная оценка готовности к выступлению при помощи таблицы элементов зрелища.

Литература.

Тема 5. Расположение материала.

Два вида композиции : композиция-список и органическая композиция.

Композиция-список - перевернутая пирамида (расположение по убыванию значимости материала) и ее употребление в практике СМИ.

Классическая пятичастная драма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Композиция в рассуждении. Хрия (образцовое учебное рассуждение) из 8 частей: приступ, парафразис (экспозиция), причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Смешанные типы композиции. Классическая риторическая композиция судебной речи: вступление, рассказ, разделение доказательство, опровержение, отступление, заключение.

Типы вступления: естественное, искусственное, внезапное.

Требования к рассказу: ясность, краткость, правдоподобность. Порядок изложения в рассказе: хронологический, от общего к частному, от знакомого к незнакомому.

Разделение: вычленение из общей картины деталей для обсуждения. Сосредоточение на отдельных пунктах.

Доказательство: индуктивное, дедуктивное, силлогизмы в доказательстве. Закон достаточного основания. Полная и неполная индукция. Выбор типа демонстрации примеров в зависимости от настроения публики (при благорасположенности - от сильных к слабым аргументам, при враждебности - от слабых к сильным).

Опровержение: критика тезиса, критика аргумента, критика рассуждения.

Отступление: необязательная часть, в которой оратор говорит о проблемах, связанных с предметом его речи (например, об общественном политическом климате, порождающем обсуждаемые проблемы).

Заключение: важнейшая часть выступления. Аристотель о функциях заключения:

  • внушить публике благоприятного к себе и неблагоприятного к оппоненту отношения,
  • подчеркнуть силу своей и слабость позиции оппонента,
  • возбудить в аудитории нужные страсти,
  • кратко повторить основные факты и аргументы.

Композиция по функциональным частям текста: информационная, объясняющая, оценивающая, предсказывающая и побуждающая.

Логика изложения фактов: индукция (от перечисления к обобщению), дедукция (от тезиса к его проверке и подтверждению примерами).

Пропорции текста. Правило золотого сечения применительно к организации распределения времени в выступлении. Расположение кульминации в точке золотого сечения. Способ отыскания кульминации в повествовательном тексте.

Литература

Тема 6. Украшение материала (словесное выражение)

Три источника хорошего стиля: изучение правил, практика, подражание образцам.

Три стиля: высокий, средний и обычный.

Требования к языку оратора (по Теофрасту): грамматическая правильность, ясность (использование слов в их общеупотребительном смысле), уместность (соответствие стиля предмету), пышность (образность и благозвучие); добавочные требования - сила, внушительность, возвышенность, блеск, живость.

Понятие эффективного языка: соответствие аудитории, предмету и цели речи.

Различие устной и письменной речи. В устной - меньший запас слов, короткие предложения, обилие вводных слов и выражений, частое употребление личных местоимений, нестандартных, и просторечных слов и конструкций, частая повторяемость слов.

Принципы отбора слов для выступления: простота, точность, специфичность для данного предмета.

Тропы: сравнение, метафора, преувеличение (гипербола), ирония, преуменьшение...

Риторические фигуры:

  • для выделения соотношения значений (противопоставление, градация),
  • для облегчения восприятия (повтор, одинаковость начала фраз, параллельные построения, период),
  • для диалогизации речи: риторическое обращение, восклицание, вопрос, одобрение, признание своей ошибки, введение в текст вымышленной речи...

Советы по улучшению слога:

  • избегать иностранных слов, использование родного языка в полном объеме его возможностей,
  • писать кратко (не более 13-17 слов в предложении),
  • повтор основных положений в разных выражениях,
  • изучение образцов классической литературы,
  • изучение древних и современных иностранных языков для понимания ценности своего родного.

Литература

Тема 7. Запоминание.

Степени подготовленности оратора: экспромт, чтение, чтение наизусть, чтение по плану.

Основные законы запоминания: впечатление, повторение, ассоциация.

Использование шпаргалок и плана речи. Отбор ключевых слов для плана. Опасность запоминания слово в слово.

Мнемонические приемы: ассоциирование незнакомого со знакомым, разделение речи на части и осмысление их по отдельности, предварительное обсуждение речи с друзьями, репетиция речи, переписывание от руки текстов, прочитывание текста непосредственно перед сном.

Литература

  • История русской риторики. Хрестоматия. М.: “Академия”, 1998. С.129-131.
  • Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Гл. 4.

Тема 8. Произнесение.

Минимальные требования: говорить с чувством (соответствие ораторских переживаний предмету речи), толком (понимание оратором произносимых им слов и смысла речи вообще), расстановкой (ясное произнесение всех слов). Развёрнутые требования к речи оратора: громкость, чёткость, ясность, грамотность и краткость.

Значение технических средств для оратора: медиапрезентации и др.

Установление контакта с аудиторией и способы его восстановления:

Литература

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

Михальская А.К. Основы риторики. Гл. 1, 4.

Пряхин М.Н. Телевизионный оратор//Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М.,1995. с.48-64.

Раздел 3. Диалогика.

Тема 9. Дискуссия.

Типы эристических диалогов: спор, полемика, диспут, дискуссия.

Роли участников: председатель, его заместитель и секретарь и др.

Функции председателя: вступительное слово, руководство ходом дискуссии, поддержание порядка, удержание обсуждения в заданном русле, произнесение заключительного слова.

Этапы развития (драматургия) дискуссии. Слово председателя, демонстрация тезисов, прения, проект решения, принятие решения.

Способы достижения соглашения: декрет, голосование, консенсус.

Литература

Тема 10. Спор.

Спор - выяснение истинности одного из противоречащих друг другу тезисов. Три цели оппонентов: доказательство своего тезиса, опровержение тезиса оппонента, осведомление.

Правила продуктивного спора. Выявление тезиса и антитезиса, выявление пункта противоречия, уточнение терминов. Выявление аргументов. Спор из-за тезиса, спор из-за аргумента, спор из-за способа доказательства.

Поведение в споре. Охват спора. Уловки. Позволительные (оттягивание возражения, разработка слабых пунктов противника, уловка внушения). Грубейшие непозволительные уловки. Психологические уловки.

Софизмы. Отступление от задач спора, отступление от тезиса, лживые доводы, произвольные доводы, мнимые доказательства, софизмы непоследовательности. Меры против уловок.

Литература

Рекомендуемые задания

Темы рефератов

  1. Софисты - создатели античной риторики
  2. Сократ как критик софистов.
  3. Риторика и гомилетика.
  4. Проблема риторического идеала.
  5. Классический риторический канон.
  6. Правила организация продуктивной дискуссии.
  7. Современная деловая беседа. Правила проведения.
  8. Правила продуктивного спора.
  9. Телевизионная дискуссия.
  10. Современная телериторика.

| О хозяине кабинета | Публикации Пряхина М.Н. | Страница для студентов | Библиотека | Архив новостей | Карта сайта |

вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru