Опубликовано в сборнике: "Средства массовой информации в современном мире". Тезисы научно-практической конференции факультета журналистики СПб университета.СПб: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 2 с.

РИТОРИЧЕСКИЙ МИНИМУМ - ОРИЕНТИР В ПРЕПОДАВАНИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

М.Н.ПРЯХИН

Риторика - наука о грамотной речи - исходная и основная наука для всякого гуманитария, а для журналиста тем более. Он должен обладать некоторым минимальным объемом знаний и навыков - назовем это риторическим минимумом, ниже которого опускаться нельзя, ниже которого уже лежит сфера профессиональной неграмотности. Правильно определить этот объем, сформулировать со всей возможной строгостью и предъявлять его в качестве основного мерила профессиональной пригодности на экзаменах - ближайшая насущная задача для факультетов и школ журналистики. Тем более что в перспективе нужно думать о том, чтобы придать диплому журналиста такой же высокий статус, как это мы видим у врачей или, например, юристов - в профессиях, где без диплома приступать к выполнению должностных обязанностей запрещено законом.

Риторику мы понимаем не только как науку о речи устной, как это вошло в обиход с давних времен, но и как науку о грамотной,то есть письменной речи тоже. Этот двоякий подход понимать совершенно необходимо. И следует преодолевать устоявшийся разрыв между устной и письменной речью: речь риторическая есть именно грамотная речь, то есть она прежде пишется, обдумыва­ется, запоминается - и только потом произносится. В этом ее принципиальное отличие от простой неподготовленной речи, именно это делает ее такой сильной. Журналист есть прежде всего ритор, а факультет журналистики в том виде, как он сложился, - риторическая школа.

Как определить риторический минимум для журналиста? Дело в том, что почти все известные учебники и пособия по этому предмету являются общими риториками, но частных риторик почти нет (за исключением некоторых пособий по судебной риторике). Другими словами, тут нужен учебник частной риторики именно для журналистов, а не вообще для всех.

Поэтому при определении журналистского минимума следует, во-первых, разделить материал на универсальный (общериторический) и специализированный.

Общериторический минимум-это свод теоретических знаний о том, что есть риторика вообще. Это - представление о системе классической риторики, ко­торая на самом деле является всеобщим и понятным образцом для работы над всяким текстом. Пять частей в их строгом порядке и с пониманием смысла каждой части должен наизусть знать всякий кандидат на звание журналиста: нахождение, расположение, украшение, запоминание и произнесение материала.

Частнориторический минимум - это объемнавыков по подготовке минималь­ного набора жанровых форм, практикуемых в журналистике. Это, по-видимому, информационное интервью, информационная заметка, информационный обзор (например, газет), рецензия.

На этот минимум можно настраивать, прежде всего, разнообразные школы (где это будет одновременно и оптимумом в преподавании) и первые курсы на факультетах журналистики.

Массовость журналистской профессии и, видимо, предстоящий повышенный спрос на людей, владеющих письменной и устной формализованной речью (формализация, "шаблонизация" - ведущая тенденция в практике жанрообразования) неизбежно приведут к необходимости разработки и широчайшего введе­ния строгой процедуры оценки грамотности речи. Некоторый образчик ее нам видится, например, в известном TOEFLе (Test of English as a Foreign Language). Это совершенно "бесчеловечный" (в смысле всяческого устранения субъективного фактора в выставлении оценки) высокоавтоматизированный экзамен по английскому языку для тех, кто желает поехать в США на работу или учебу.

Тексты с применением компьютера в учебном процессе - великолепное вспомогательное средство для текущего контроля знаний в массовых учебных заведениях. А потому введение формальных минимумов в гуманитарном образовании, выполнение которых легко контролировать с помощью компьютерных текстов, - вещь уже теперь насущная.

Встает проблема определения риторического оптимума. Это уже гораздо бо­лее трудно решаемый на теоретическом уровне вопрос, так как у каждого учебного заведения в зависимости от ориентации, оснащенности и традиций коллектива будет свое представление о наилучшем журналисте (или, по-другому, о наилучшей квалификационной характеристике). Но вот минимум (ядро образования) может скорее лечь в основание всякого учебного стандарта, и ему легче дать очевидное обоснование.

Конечно, разработка риторического минимума - дело не одного дня, и данная публикация должна рассматриваться не иначе, как только постановка проблемы и приглашение к ее широкому обсуждению в коллективе исследователей и преподавателей журналистики.


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru