Первое периодическое интернет-издание РУДН

Пряхин М.Н.

"Russian University Magazine" - англоязычная электронная версия нового журнала "Российский университет дружбы народов" была опубликована по адресу http://rum.pfu.edu.ru 19 июня 1998 года. С этого дня можно вести отсчет истории интернет-журналистики (кибержурналистики) в РУДН.

С тех пор - то есть за полтора года - вышло еще 2 номера. После кризиса 17 августа выпуск как бумажной, так и онлайновой версий стал проблематичным для университета. Если от бумажной версии отказаться не решились, то работы по созданию и обслуживанию электронного варианта никто не счел нужным рассматривать как обязательный элемент редакционной деятельности. Но опыт работы над "Russian University Magazine" (RUM), которым хотелось бы здесь поделиться, позволил сделать интересные замечания, внушающие оптимизм относительно развития веб-издательского дела в РУДН.

RUM был сделан с применением простейших инструментов - редактора MS FrontPage97 для верстки, графического редактора MS Image Composer. При публикации на сайте и обновлении страниц используется FTP-клиент файлового менеджера Windows Commander 3.53.

Первые два номера сверстаны с применением фреймов - схема не совсем подходящая для профессионального сайта (затруднения с индексацией страниц поисковыми машинами), хотя для посетителя сайта фреймы предоставляют достаточно удобный интерфейс: в материале легко ориентироваться, находить нужную статью. Третий номер уже без фреймов, но с применением общих полей, на которых размещены содержание и навигационная панель.

Достаточно много было иллюстраций - почти все цветные, что выгодно отличает интернет-версию от серой бумажной, имеющей только цветную обложку. При оформлении за основу был взят отчасти стиль первого номера. Но в целом журнал еще не имеет окончательно устоявшейся стилистики. Пока только логотип - во всех трех номерах одинаковый - является единственным стилизующим элементом издания.

Большие затруднения вызвало то, что сервер университета не поддерживает все функции, которыми хотелось бы оснастить сайт (например, формы обратной связи, счетчик, поиск по серверу). Поэтому "точкой интерактивности" - то есть единственной возможностью установить обратную связь с аудиторией была электронная почта.

Если изготовление сайта - а это обычно несколько дней напряженной работы занимает 20 процентов работы, то остальные усилия идут на раскрутку, то есть рекламирование и анонсирование сайта, маркетинговые исследования. Значительное облегчение приносит то, что в сети управления очень высокая скорость ( особенно это стало заметно с нынешнего учебного года).

Вскоре после анонсирования и регистрации в поисковых системах ссылки на журнал стали появляться при составлении запросов в крупнейших поисковых системах (HotBot, Goto, Alta Vista, Yahoo, Snap…).

Но, конечно, не это обеспечило посещаемость журналу. Он был "обречен" на мировую славу, как все, что имеет отношение к Российскому университету дружбы народов (сама марка университета – залог популярности).

С недавнего времени отсутствие адреса в Интернете стало расцениваться как отсутствие номера телефона . К счастью, у РУДН такой сайт есть с 1996 года, правда, только на английском языке.

Долгое время было устойчивое мнение у администраторов сети и у руководства тоже, что из-за перегруженной линии доступ к нему из-за границы почти невозможен. Что это как бы невидимый сайт. Однако статистика посещений с помощью программы Analog показала, что среднее количество успешных обращений в день (данные на середину 1998 года) - 2694, и что география аудитории прямо-таки от Австрии до Японии (58 стран).

Конечно, заходя на официальный сайт http://www.pfu.edu.ru , всякий посетитель может заметить надпись Russian University Magazine. По данным на середину октября 1999 г., сюда заглядывали в среднем 102 посетителя в день и просматривали по 3,34 страницы. География визитов впечатляет: с достаточной достоверностью можно назвать 28 стран дальнего зарубежья, откуда приходят запросы (Перу, Германия, Доминиканская республика, Австралия, Канада, Франция, Индия, Андорра, Нидерланды, Венгрия, Япония, Австрия, Мексика, США, Бразилия, Финляния, Швеци, Катар, Оман, Швейцария, ОАЭ, Югославия, Италия, Китай, Болгария, Великобритания, Новая Зеландия). Но многие IP-адреса не определяются и полного представления об аудитории у автора пока нет. Этот вопрос требует отдельного изучения с применением большего набора программ, с затратой большого времени.

Что более всего интересует читателя в журнале? В частотном списке первое место устойчиво занимает страница Miss Russian University – с фотогракфией победительницы конкурса 1998 года (429 обращений); далее - Universities of ХХI century (184) - заметка о конференции ЮНЕСКО по вопросам образования, статья профессора Керова об истории создания и первых годах Университета дружбы народов им. П.Лумумбы "So It Was Just the Beginning" (165), обращение Ректора к читателям (148), фоторепортаж об открытии выставки, посвященной 38 годовщине университета (147), заметки об Ассоциации друзей РУДН (147), фоторепортаж Julia Lapteva Gets Her Diploma (133) – это уже “хит” второго номера и т.д. Каких-то ясных выводов о предпочтениях аудитории сделать на основании имеющейся статистики трех номеров RUM пока не удается.

Были получены отклики по электронной почте от некоторых выпускников УДН давних лет, в основном, с пожеланиями сделать содержание более представительным - чтобы по одной статье в каждом номере были посвящены каждому из факультетов и подразделений Университета; несколько человек передавали через журнал привет своим любимым преподавателям (в частности, проф. Грязнову), были просьбы разыскать своих земляков на факультетах, связаться с Ассоциацией друзей университета. Нельзя забыть трогательное письмо одного выпускника, живущегшо ныне в Германии, в котором говорилось, как радостно вспомнить, читая материалы журнала, о Москве, где прошли счастливые студенческие годы…

Вероятно, если бы журнал был бы на русском языке, почта откликов была бы несравнимо больше, так как все выпускники говорят по-русски обязательно, а вот по-английски не каждый.

Для увеличения аудитории и поддержания с нею контактов был создан список рассылки, в который включены адреса выпускников, имеющих электронную почту. Кстати, несколько адресов было предоставлено нашим постоянным читателем с Ямайки Астоном Уотсоном - окончившим инженерный факультет более 20 лет назад и теперь работающим в качестве руководителя крупной стройки у себя на родине. При помощи списка рассылки можно уведомлять читателя о появлении очередных номеров журнала.

Но вот что сейчас можно написать читателям, ждущим очередного номера? Что?

Давайте лучше сами зададимся вопросом, каковы причины недостаточного развития интернет-изданий в РУДН? Среди них можно перечислить следующие:

  1. нет адекватного представления о значимости Интернета в создании образа РУДН во всемирной сети;
  2. бытует ложный миф о плохой связи в сети и "невидимости" университетского сайта из других стран;
  3. недостаточное финансирование использования сетевых технологий в рекламной и маркетинговой деятельности Университета;
  4. традиционный консерватизм людей , все еще предпочитающих бумажные носители информации электронным;
  5. почти полное отсутствие в университете специалистов, владеющих веб-технологиями и готовых поддерживать профессиональные сайты ,

Было бы странно, если бы этих проблем не было. Но, думается, при имеющихся материально-технических и кадровых ресурсах РУДН решит эти задачи, когда сумеет окончательно определитсья в своей стратегии.

Дело в том, что Университет, по-видимому, находится в стадии перехода от прежнего своего изначального состояния - "Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы" к новому качеству, провозглашенному в его прекрасном имени - "Российский университет дружбы народов". Ориентированный изначально на обеспечение глобальных амбиций коммунистического движения, он теперь становится поставщиков кадров для России и бывших стран СССР.

Руководство университета неоднократно указывало, что при этом нужно сохранить и накопленный бесценный опыт методической и воспитательной работы с иностранцами, которые понесут свет русской культуры миру.

Можно предсказать, что в скором времени в РУДН появится, наконец, мощная служба, которая будет заниматься поддержкой по меньшей мере двух сайтов - английского и русского.

Во-первых, это нужно не только для сохранения репутации РУДН как третьего по рейтингу учебного заведения в России (по состоянию сайта теперь уверенно судят о состоянии дел его владельца). Англоязычный сайт обязан стать мощным инструментом набора иностранных студентов и окупать все затраты на свое содержание. Эффективность рекрутинговой деятельности через Интернет может измеряться только количеством завербованных через онлайновую службу абитуриентов. Это реальность, которая уже стучится в виртуальную дверь нашего вуза. Вот свежий пример.

Недавно на электронный адрес RUM пришло письмо на английском языке от потенциального абитуриента, гражданина Гватемалы (!), в котором автор сообщает о намерении учиться именно в РУДН и получить степень магистра по специализации business administration. Он сожалеет, что на официальном сайте не выставлены программы и учебные планы (как это делается во многих иностранных вузах, которые через Интернет набирают себе perspective students). Он интересуется также и общими сведениями об университете и, в частности спрашивает, не носил ли прежде он имени какого-то человека (по-видимому, П.Лумумбы), тот ли это именно вуз?

Это в высшей степени характерное письмо гватемальца дает представление о тех направлениях, по которым должно развивать интернет-рекламу РУДН : обновляемая информация общего характера, все учебные и рабочие планы, программы курсов и спецкурсов, сведения о преподавателях и их трудах и т.д. При этом абитуриент должен иметь возможность обратиться с письмом не к веб-мастеру, а лично к каждому из интересующих его преподавателей или сотрудников, написать и отправить письмо путем заполнения всевозможных форм, получать немедленные ответы на свои запросы из базы данных и т.п. В общем, нужно мощное корпоративное информационное производство, без которого нет сегодня конкурентоспособного учебного заведения на международном рынке образовательных услуг.

Еще более важным, насущным является создание и “раскрутка” сайта (то есть регистррация, реклама сайта, налаживание онлайновой связи с аудиторией, привлечение рекламодателей и спонсоров, обмен баннерами и т.п.) на русском языке. Помимо связи внутри России, этот сайт будет обеспечивать поддержку выпускников за границей, виртуальным клубом при альма матер. А это могучий инструмент влияния России и распространения русского языка и русской культуры.


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru