Статья опубликована в Вестнике Российского университета дружбы народов. Серия "Литературоведение. Журналистика" 1996, № 1.с103-110.)

О СТРАТЕГИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Н. Пряхин

Высшее образование журналиста предполагает подготовку его по трем взаимосвязанным направлениям: как "идеолога”, “ритора" и "организатора информационного производства”. В советское время наши факультеты журналистики упор делали на идеологическое воспитание, сейчас вроде бы - на общериторическую подготовку; в нынешних условиях информационного рынка потребуются специалисты иного профиля - организаторы разнообразных изданий. Вот идея, которая является главным содержанием статьи, написанной как отклик на проводимую ныне реформу высшего образования в России.

Содержание:

  1. НЕЯСНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ВЫСШЕГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. ЗАПАДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
  3. У ЖУРНАЛИСТИКИ НЕТ СВОЕГО ПРЕДМЕТА
  4. МАРКЕТИНГ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  5. В РОССИИ - СПРОС НА ОРГАНИЗАТОРОВ ИЗДАНИЙ
  6. ОБЩЕРИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  7. ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРА ИЗДАНИЙ - ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  8. НЕЯСНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

1. НЕЯСНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ВЫСШЕГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

До перестройки в СССР никто не сомневался в "специфике" советского высшего журналистского образования. По словам Ректора Московского Университета покойного академика Петровского, в МГУ были факультеты двух видов: естественные и "противоестественный" - факультет журналистики. Действительно, там готовили в массовых масштабах специалистов особого рода - "золотой фонд партии" - дисциплинированных исполнителей догматов по установленным речевым шаблонам.

Ныне все журфаки, лишившись партийного благоволения, а с 1991 года и самого покровителя, стали искать оправдание своему существованию. Руководствуясь общепринятой "демократической" логикой реформаторов, опять пошли учиться у Запада. Да и сам Запад не замедлил явиться через наши распахнутые границы. Он привез много яркого и интересного: рекламное дело, маркетинговое мышление, ассортимент строгих формализованных жанровых форм, передовую организацию работы редакционных коллективов, информационные технологии... Мы уже не говорим об идеологиях, ради распространения которых все это создается в конце концов. В учебных планах стало гораздо меньше схоластики, больше места уделено чисто журналистским предметам, практике в редакциях. В целом, процесс благотворный. Но встают некоторые фундаментальные вопросы характера - о концепции не просто журналистского образования, именно высшего журналистского образования.

Как известно, одним из существенных нововведений в высшей школе стала двуступенчатая система подготовки. Теперь выпускники бывают двух видов: со степенью бакалавра и со степенью магистра. Бакалавр учится 4 года, магистр - 5,5 лет. Таков мировой стандарт.

Естественное для стран Европы, это новшество в России, имеющей свою традицию подготовки кадров высшей квалификации, многими воспринимается как очередной "кукурузный эксперимент".

Все очень осложнилось. Табель о научных рангах, к которой мы привыкли, не то действует, не то нет. Старые дипломы никто не отменял, а к новым званиям еще не скоро привыкнем. Ясно просматривается только одно: огромная часть выпускников вузов уже не будет иметь прежней пятилетней подготовки. Зато тем выпускникам, которые покинут Россию в поисках работы, будет легче легализовать диплом. Но нам нужно думать в первую очередь о тех, кто останется вместе с нами, и видеть их проблемы.

Бакалавр - степень, означающая первую ступень высшего образования. Русский выпускник, награжденный этой непонятной для него новомодной степенью, невольно ощущает себя недоучкой, как бы отчисленным после четвертого курса. И поэтому несмотря на все заверения вузовского руководства о том, что бакалавру выдается документ о "полноценном высшем образовании" мирового образца, студент изо всех сил рвется на старшие курсы, которые теперь называются магистратурой: обидно, мол, - поступал в институт, а получилось, что закончил с чем-то вроде диплома техникума.

В нашем университете на специальности "журналистика" именно эта картина и наблюдается. Но есть одна характерная особенность. Немногие магистранты намереваются связать свою судьбу с работой в СМИ. Тот кто действительно жаждет работать журналистом, это делает уже на младших курсах - кто на внештатной основе, а кто и на полную ставку. И им бакалаврского образования бывает достаточно. И эта достаточность фактически признается в официальном документе.

"Деятельность бакалавра направлена на обеспечение общества разнообразной, оперативной, полной и достоверной информацией.

Объектами деятельности бакалавра являются печатные издания, радио- и телепередачи, - такова "Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520600 "Журналистика". Цитата взята из "Государственного стандарта высшего профессионального образования", который будет введен в действие с 1 октября 1997 года.

Но такого же стандарта по магистру журналистики к настоящему моменту нет. На что будет "направлена деятельность магистра по направлению 52600", что станет "объектами его профессиональной деятельности" - мы пока не знаем. Но, наверное, это должно качественно отличаться от компетенции бакалавра. Если нет, то есть опасение, что будущий магистр журналистики вряд ли получит какое-либо действительное служебное преимущество перед бакалавром.

Давайте предположим, что человек закончил магистратуру. Что в практическом плане даст она выпускнику журфака? Тут есть одна особенность, касающаяся именно нашей специальности: новоявленные магистры приступят к работе спустя лишь 2 года в тех редакциях, где уже освоились бакалавры - их бывшие однокурсники. И тут скорее всего никакого служебного преимущества диплом магистра не даст. На журналистские дипломы в редакциях, внимания обращается до обидного мало. А заниматься они будут практически примерно одними и теми же вещами: редактированием, корреспондентской или технической работой - всем, что требует общериторических навыков, а не специальных знаний. Неудивительно, что немногие из главных редакторов, обозревателей и комментаторов закончили что-нибудь вроде журфака: чаще это историки, филологи, выпускники педвузов - люди фактически с каким угодно дипломом. А отдельные выдающиеся личности обходятся безо всякого диплома вообще (образованность очень замедляет движение на старте в нашей профессии, а свои плоды приносит в вольно зрелом возрасте).

Автор далек от того, чтобы не признавать перестройки высшей школы: это данность. Но пока идет работа по созданию концепции высшего журналистского образования, пока не определены характеристики магистратуры (хотя трудно вполне признать научность характеристики бакалавра), можно высказываться о том, как было бы логично выстроить систему подготовки работников важнейшей сферы общественного производства - информационного.

2. ЗАПАДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А как обстоит дело с подготовкой журналистов на Западе? Вообще, что есть журналист в тамошнем понимании?

В 1990 году Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA) был подготовлен доклад о состоянии этой ветви образования в странах Западной Европы. Из него складывается впечатление, что это такая область человеческой деятельности, обучение которой, действительно, зачастую совсем бесполезно, либо требует минимального времени.

В некоторых странах Европы (например, в Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Швеции) юридическое определение понятия "журналист" отсутствует. В Германии - это "свободная профессия", не имеющая статуса и не требующая обязательного образования для занятия ею (в отличие от, например, медицины, юриспруденции...)

Англичане считают подготовку журналистов в вузе пустой тратой времени. Там при университетах существуют одно и двухгодичные курсы для тех, кто уже имеет образование. Основная репортерская масса учится непосредственно в редакциях, на работе. Во Франции сроки обучения журналистике тоже не превышают двух лет. В большинстве университетов Германии журналистика удостоена статуса "вспомогательного предмета".

Вступление в профессию требует иногда довольно продолжительного испытательного срока, на время которого новичок довольствуется скудной зарплатой.

Владельцы СМИ в Европе понимают дело таким образом, что главная задача тут - лишь обеспечить необходимыми техническими навыками людей, имеющих общее образование и желающих стать журналистами. Преподаватели и университетское руководство в противовес такому прагматическому подходу настаивают на том, чтобы у будущего работника СМИ был широкий кругозор и способность приспособляться к требованиям завтрашнего дня.

В целом вся система журналистского образования подвергается жестокой критике. Если судить по американским источникам, журналисты - выпускники университетов США - в массовом порядке жалуются, что не знают основ современной технологии производства текстов, не получают достаточного практического опыта, не научены понимать суть государственной политики и правовых отношений в обществе...

Недостаток истинной образованности - вот, пожалуй, главное, что ощущают все, кто имеет отношение к системе подготовки работников для СМИ. Неудивительно, что раздаются даже прямые призывы к закрытию школ журналистики. И что характерно, они исходят не от кого-нибудь, а от самих выпускников этих заведений, которые знают, что говорят, и сожалеют о потерянных годах.

Как и у нас, в университетах США журналистика - область второсортная. По свидетельству журнала "Journalism Educator", в кампусах к тем, кто преподает журналистику, относятся как к самозванцам, напялившим академические мантии.

А самое серьезное обвинение - в воспитании у американского студента-журналиста нигилистического леворадикального отношения к обществу (но корни этого нигилизма, по мнению профессора Стэнфордского университета С.М.Липсета, лежат в типично американской традиции антигосударственного, эквалитаристского образа мысли").

3. У ЖУРНАЛИСТИКИ НЕТ СВОЕГО ПРЕДМЕТА

Идут споры о том, чему и как надо учить человека, чтобы можно было считать его журналистом. Во многом это происходит из-за того, что у журналистики как вида деятельности нет своего специфического предмета. На практике те, кто называют себя журналистами, изучают огромный круг явлений культуры. Это чаще всего ловкие общительные люди, "переносчики информации".

Исходя из такого понимания сути профессии строилось и продолжает строиться журналистское образование: "понемногу о многом, чему-нибудь и как-нибудь". У многих, кто обучался на факультете журналистики, к старшим курсам возникало ощущение именно такого, можно сказать, "онегинского" образования: отсутствия предмета, глубокого системного единства знания.

На это, кажется, можно возразить, что таковым предметом является сбор, обработка и распространение информации, владение специальной техникой СМИ. Но опыт показывает, что всему этому люди учатся в сжатые сроки, если есть к тому охота и доля таланта. Читать, писать, говорить - навыки, которые не являются специфически журналистскими. Если так, то имеет смысл перейти на двухгодичное обучение по европейскому образцу, приравняв его к среднему специальному, а журналистику признать вслед за немцами "вспомогательной дисциплиной". Журфаки позакрывать и лишить их права давать высшее образование.

Попробуем доказать, что закрывать факультеты журналистики не стоит. Скорее, мы сможем увидеть рождение качественно новой системы высшего журналистского образования. И это может произойти у нас, в России. Для создания такой системы нам следует творчески использовать принципы рыночного мышления при организации подготовки специалистов вообще и журналистских кадров, в частности.

4. МАРКЕТИНГ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая перестройка государственной системы журналистского образования должна в условиях рынка ориентироваться на широкомасштабные маркетинговые исследования. ("Маркетинг", по-русски говоря, - организация производства под прогнозируемый спрос). Если рассматривать высшую школу как производственное предприятие, то ее выпускник есть наукоемкий товар с заданными структурно-функциональными качествами (знаниями и навыками). Задача ВУЗа - чтобы этот товар нашел потребителя ( то есть работодателя). Вот исходная точка нашего дальнейшего рассуждения.

Если мы хотим иметь серьезную высшую журналистскую школу, нужно в нынешних рыночных условиях осуществлять и рыночную концепцию ее развития. Ее можно назвать концепцией "маркетинга журналистских кадров". Эта стратегия представляется как система следующих исследовательских и конструкторских направлений :

1.прогнозирование политико-идеологических ситуаций и типов лидеров общественного мнения (программа "РЫНОК");

2.критическое осмысление систем подготовки лидеров общественного мнения, в частности, журналистов (программа "КОНКУРЕНТЫ");

3.моделирование оптимальных квалификационных характеристик для выпускников различных журналистских профессий (программа "ВЫПУСКНИК");

4.моделирование оптимальных учебных планов по различным журналистским специальностям (программа "ДИСЦИПЛИНЫ");

5.моделирование оптимальных учебных курсов и оптимального ассортимента научно-учебных текстов (программа "УЧЕБНИКИ").

В данной статье так или иначе мы касаемся всех этих направлений, но основное внимание уделяем третьему пункту программы: каков должен быть выпускник высшей журналистской школы? Исходная точка рассуждений - это в самых общих чертах - прогнозирование рынка.

5.В РОССИИ - СПРОС НА ОРГАНИЗАТОРОВ ИЗДАНИЙ

Как заметил А.И.Солженицын, Россия духовно взрослее Запада. Все, что переживают европейцы, уже пройдено и понято нами.

Европа объединяется, создает общее экономическое пространство, единое информационное поле, а народы бывшей Российской империи уже прошли это и ныне находятся под воздействием центробежных сил.

Европа подступает к единой системе журналистского образования, - мы уже избавляемся от унифицированной централизованной политики в области обучения идеологов.

Европа концентрирует СМИ в руках немногих монополий, - у нас взрыв множественности самостоятельных изданий.

Исследователи отмечают все большую концентрацию журналистов высшей квалификации в крупных городах Европы, их отток из провинций, - у нас общественная мысль перемещается из столиц на оживающие национальные окраины, в новые культурные центры.

Многие политологи считают, что процесс национальных возрождений и сепаратизмов затронет вскоре и Европу. Югославия - первый серьезный симптом будущих коллизий. Национализм - самая сильная идеология в политических недрах континента. Каждый новый день подтверждает эти ожидания.

Таков прогноз. Что из него следует?

Политический фон, на котором протекает кризис журналистского образования, подсказывает направление, в котором оно будет преобразовываться. Это - подготовка кадров, способных в условиях демонополизации прессы, возникновения новых государств и идеологий создавать и новые системы массовой коммуникации. Уже в начале 90-х годов в странах бывшего СССР было зарегистрировано много тысяч новых газет, журналов, радио и телестанций. Но в действительности их так никто и не увидел. Не только из-за отсутствия средств, но и потому, что не было достаточного количества опытных журналистов-организаторов. По этой причине появляются нежизнеспособные газетки, чахлые телестанции, вульгарные радиоголоса.

Журналист-организатор, способный прогнозировать, моделировать и конструировать новые издания - вот специалист, потребность в котором так велика именно сейчас. Подготовка организаторов может стать ведущей функцией факультетов журналистики.

В Российском университете дружбы народов, сориентированном на развивающиеся страны, эта функция фактически была таковой с самого основания специальности "журналистика" в 1981 году. В силу известных причин наши выпускники достаточно скоро выбиваются в люди у себя на родине, становятся во главе редакционных коллективов, основывают свои программы и издания. Потому нам надо более целенаправленно готовить их на такие посты, ориентировать не только и не столько на репортерскую работу. Надо думать о том, чтобы со временем начать выпускать разработчиков изданий.

Сегодня слепо копировать западный опыт нельзя. Европа готовит кадры для сложившейся монополизированной системы коммуникаций. У нас качественно иная задача - построение динамичной системы мелких и мельчайших информационных производств. Она должна покрыть запросы национальных и религиозных общин, территориальных объединений, профессиональных, сословных и политических коллективов, возрастных групп, групп по интересам и т.п. Обеспечение выполнения этой важнейшей задачи должно стать ведущим направлением в научной и учебной работе факультетов журналистики. Потребуется, очевидно, более разветвленная сеть курсов, школ, институтов журналистики. Необходимо, чтобы риторика и журналистика были введены в учебные планы старших классов средней школы.

Итак, журналист, это не только тот, кто пишет тексты, но и тот, кто организует информационное производство. Исходя из этой посылки, можно представить и обоснование двухступенчатой системы подготовки журналистских кадров.

6.ОБЩЕРИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общериторическая подготовка для журналиста есть главная, осевая линия.

Концепция риторической школы фактически сейчас господствующая. Журналиста рассматривают именно как ритора (писателя), то есть человека, способного собирать информацию, составлять тексты разной степени сложности, владеть общепринятой устной и письменной речью, уметь пользоваться техническими средствами производства текстов, выступать перед народом.

Новая тенденция здесь - поворот к универсализации подготовки журналиста. В Европе, наконец, пришли к выводу, что обучать надо так, чтобы выпускник был готов в равной степени к работе как в газетно-журнальных, так и в аудиовизуальных СМИ (multimedia). Это направление признано наиболее перспективным участниками первого Конгресса европейской ассоциации преподавателей журналистики в 1990 г. ( Было бы излишней скромностью умолчать о том, что подготовка универсального журналиста в СССР началась намного раньше, чем в Европе: именно так ведется обучение в нашем Университете с 1981 по учебному плану, разработанному первым заведующим кафедрой печати, радиовещания и телевидения Ю.П.Буданцевым. И этот универсализм себя оправдывает, позволяет дать широкое системное представление о деятельности средств массовой коммуникации, знакомит с навыками работы в разнообразных технических средствах массовой коммуникации.)

Риторика включает, как известно, минимум три раздела (по определению М.В.Ломоносова) "изобретение", "расположение", "произнесение"; по древней традиции, она была пятичастной "изобретение", "расположение", "украшение", "запоминание" и "произнесение". Отталкиваясь от этого и учитывая достижения сегодняшнего дня, степени риторической квалификации журналиста могут быть определены следующим образом:

журналист-исследователь; журналист-редактор (выпускающий); журналист-ведущий.

Журналистика есть вид сложного труда, который в редакциях разделяется между работниками. Текст, как правило, готовят: исследователь (разведчик, кто только собирает информацию), дежурный редактор (принимает корреспондентские сообщения), выпускающий редактор (компонующий тексты в единую программу, приглаживающий стиль), служба технической подготовки текста (машинистка, контрольные редакторы, корректоры, типографские службы и т.п.) и наконец, исполнитель ( чтец, комментатор, диктор).

Поэтому первый шаг подготовки предполагает интенсивное и вместе с тем глубокое изучение типов источников информации, способов ее получения, средств ее записи и передачи. Например, библиотечный поиск, накопление базы данных (обычное и при помощи компьютера), умение составлять стратегию и тактику исследования, вести беседы, наблюдать, составлять анкеты для социологических исследований, пользоваться разнообразной записывающей техникой и т.п.

По итогам такого курса и после сдачи выпускной самостоятельной работы можно присваивать начальную квалификацию "журналиста-исследователя". Это звание предполагает работу в качестве репортера широкого профиля (в газетах, на радио или телевидении).

Второй шаг - подготовка выпускающего редактора. Это предполагает углубленное интенсивное обучение технологии составления номера газеты, выпуска радио или теленовостей, подбора информации и ее обогащения из текущего досье, работу по подбору изобразительно-выразительных средств, написание кратких комментариев к сюжетам, выработку навыков составления заголовков, аннотирования текстов, их редактирования. По итогам курса после сдачи зачетной работы и экзаменов выпускник получает квалификацию" выпускающего редактора".

Третий шаг обучения - подготовка ведущих комментаторов для радио и телестудий. Студент овладевает основами устного выступления в кадре и перед микрофоном, ведения программ, учится брать интервью в кадре, председательствовать в дискуссиях.

Эти три шага обучения вместе можно рассматривать как первую стадию, подготавливающую студента к переходу на второй - качественно иной уровень образования.

Хотя может показаться, что на этом можно было бы закончить, посчитав, что собственно журналистское образование уже получено. Чего же боле? Ведь в ином качестве журналиста не представляют ни в общественном мнении, (что понятно), ни даже в среде преподавателей этого ремесла (что непростительно).

Но мы вынуждены смириться с существованием такой точкой зрения на журналиста: она отражает многовековую реальность бытования журналистики как общественного явления. Само слово этимологически восходит к корню jour - день; не будет ошибкой перевести слово "журналист" как "поденщик", "писатель на один день", нечто легковесное по уровню мышления и исполнения. В самом деле, что мы немедленно выбрасываем по прочтении? - Газету, еженедельник, то есть продукт труда журналиста.

Исходя из такой точки зрения на природу журналистики, можно дать научное определение понятию "профессиональный журналист": наемный универсальный исследователь, писатель и оратор низшей квалификации. Наемный - потому что он, как и все, работает за деньги. Универсальный - потому что сегодня по указанию редактора пишет о погоде, завтра о спорте, а, если нужно, - о достоинстве билетов МММ. А почему низшей квалификации? - Потому что всякая глубина познания неизбежно приводит к утрате универсализма. Если наш выпускник начинает специализироваться на какой-то одной области, - экономике, например, - он утрачивает свой былой универсализм и помаленьку становится пишущим ЭКСПЕРТОМ по вопросам экономики.

Такая на первый взгляд экстравагантная и нелицеприятная позиция разделяется и некоторыми западными авторами и даже высказывается почти этими же словами. "Журналист, - по мнению американского журналиста Дж. Скотта, автора более двух десятков документальных книг, - это временный эксперт (temporary expert) по тому вопросу, на который обращено его внимание по заданию или заказу. Например, - продолжает Скотт, - моя жена и я написали книгу о египетских иероглифах, хотя не имели специальных знаний или навыков по этому предмету. К тому времени, как мы исследовали это дело и съездили в Египет за дополнительными сведениями, мы стали "экспертами". Так что директор Каирского музея, на которого наша книга произвела впечатление, написал предисловие к ней".

Итак, журналист - не знаток, не специалист, а всегда поверхностный универсал, дилетант. Если он и становится экспертом, то это для того, чтобы перестать, наконец, быть журналистом.

7. ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРА ИЗДАНИЙ - ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Овладевший основами технологии производства текстов для массовой информации, приступает к изучению теории и практики организации систем массовой коммуникации. Круг предметов, которые он начнет изучать, можно определить через понятия "маркетинга" и "менеджмента". По-русски это означает: организация производства под прогнозируемый спрос и управление работой производственных коллективов. Вот тут, очевидно, мы и обнаруживаем действительный предмет высшего журналистского образования. Овладение им есть цель второй ступени: подготовка организаторов изданий (высшее специальное образование).

Учебный план и программы для выполнения этой задачи еще предстоит разработать. Очевидно, это будет система дисциплин, куда должны войти по меньшей мере политология, основы права, экономика, практическая социология, технология информационного производства, основы управления производственным коллективом... Студент целенаправленно будет готовиться к практике в качестве аналитика деятельности конкретных систем массовой информации (издательств, газет, журналов, теле и радиостудий). Предполагается, что студент-практикант проведет всестороннее исследование выбранного им издания, всех его подсистем, - как творческих, так и технических служб. Он составит модель издания, всесторонне оценит его деятельность с целью выявления резервов эффективности, даст рекомендации по реорганизации системы. Возможно, что дальнейшее обучение следует нацеливать на выполнение студентом самостоятельной (индивидуальной или коллективной) выпускной работы по прогнозированию, моделированию и конструированию нового конкретного издания (газеты, журнала или студии). Эта выпускная работа должна включать, как представляется, социологическое исследование (выявление актуальных и потенциальных информационных потребностей конкретной аудитории), рубриковую модель издания, технико-экономическое обоснование издания, структурно-функциональную модель редакции.

Специалисты, подготовленные к таким комплексным исследованиям и разработкам, получают диплом о высшем журналистском образовании и квалификацию "журналист-организатор изданий".

В дополнение к уже имеющейся хорошей риторической школе эта подготовка дает специалиста, ориентированного наилучшим образом на самостоятельную работу в условиях диверсификации информационного производства в России.

8. НЕЯСНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Статья не касается третьей и, может быть, важнейшей составной части полноценного журналистского образования - идеологического. Выпускник факультета журналистики государственного учебного заведения не должен воспитываться как идеолог какой-то одной партии. Многопартийность предполагает и множество идеологий в России. Но державные интересы требуют, чтобы в государственной высшей школе исповедовались некоторые единые не противоречащие интересам общества цели и ценности.

Систему воспитания будущих журналистов, видимо, придется строить исходя из взгляда на журналистику и систему МК в целом как на охранительный общественный институт. И поэтому мы должны в высшей степени критически воспринимать опыт западной, прежде всего англо-американской журналистики, замешанный на изначальном противопоставлении государства и общества в целом. Наш идеал, русский духовный настрой иной - соборность, предполагающая примирение родов, семей, сословий и классов. Но это особая тема для особой статьи.


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru