Слюсарчук Е.

Техника написания очерка для журнала

Слюсарчук Е. Техника написания очерка для журнала. Выпускная работа на соискание академической степени «бакалавр журналистики». Научный руководитель – Пряхин М.Н. М., РУДН, 1996. Публикуется в сокращении.

Аннотация. В основе работы лежит перевод книги Барбары Келвс - ”Основы журнальной журналистики” (Kelves, B. Basic Magazine Writing). Она - автор многочисленных публикаций общенациональных журналов а также преподаватель журналистского мастерства.

 СОДЕРЖАНИЕ:

Глава 1. Биографический очерк (БО) в американской журналистике.

 Биографический очерк (БО) - один из наиболее распространенных жанров в американских популярных журналах. Авторы пособий по журналистскому мастерству советуют начинающим журналистам приступать к освоению именно БО, так как он является наиболее доступным для новичка. Обычно в основе БО лежит интервью из 600 слов какой-нибудь интересной и знаменитой личности  - политика, актера, ученого, спортсмена...

 Каковы же особенности жанровых форм БО в американских журналах? Об этом и пойдет далее речь. Получая заказ от журнала на БО, журналист должен изучить его предыдущие номера для того, чтобы знать форму, в которой редактор ждет от него статьи на заданную тему.

 

Начало - вводная часть БО.

 Начало очерка должно быть энергичным и максимально насыщенным. Это общее правило для всех материалов в англо-американской журналистике. Уже из первых строчек БО читатель должен узнать, в чём необычность Героя очерка, в чем общественный интерес его личности. Может быть, это новое направление в его профессиональной деятельности? Особая возрастная группа? Использование новейшей техники?

 Отрывки из БО в журнале “People”, дают наглядное представление о всевозможных способах показать читателю выдающиеся качества, необычность интервьюируемого лица (ИЛ). БО, написанные Барбарой Келвс служат примером материалов независимого автора, которые покупают солидные издания с большим штатом своих пишущих сотрудников. В своей книге “Basic Magazine Writing” Барбара Келвс, раскрывая в БО личность Паулы Хьюз, приводит следующие статистические данные, показывающие ее необычное положение на Уолл-Стрит.

 “Ховард Хьюз может больше и не быть тут, но новые Хьюзы потрясают Уолл-Стрит - Паула Хьюз, ранее Авон - леди теперь управляет инвестициями, стоящими более 2,5 млн. долларов - для отдельных лиц и является советником в деле вложения других 300 млн. в пятой по величине штата фирме Томпсон и Маккинон. Она осуществляет больше трансакций для частных инвесторов, чем любой из 1400 других брокеров из команды современной Нью-йоркской фондовой биржи. Достижения Паулы сделали ее единственной женщиной среди 10 самых выдающихся брокеров на Уолл-Стрит”.

 Цепь фактов подтверждают новаторское заявление автора о Хьюз как о “единственной женщине среди 10 самых выдающихся брокеров на Уолл-Стрит”. Журналист может доказать необычность интервьюируемой личности, так как Барбара Келвс делала это с Хьюз, используя статистические данные. Или, если они уместны, другие данные о её успехе. Например, фамилии знаменитых клиентов, полученные премии или просто объем продаж компании.

 Интервьюер должен иметь ввиду возможность использовать  сведения о статистических данных, личных качествах, благодаря которым Герой очерка добился успеха в жизни, обратить внимание на парадокс как способ рассказать, почему объект интервью уместен для БО.

 Красноречивые цитаты тоже могут помочь начать очерк так, чтобы было интересно читателю. Вот, к примеру, БО о Наоми Симс - черной манекенщице, сломавшей расовый барьер, когда её фотография появилась на обложке “Нью-Йорк Таймс магазин” и в других изданиях.

 “Люди не могут оторвать от нее глаз, - вспоминает модельер Чарлстон стройную черную модель с ее экзотическими пропорциями, - рост 178 см, прекрасное овальное лицо и грация ящерицы. В дополнение к этому глава дома моделей Вильгельмина Сунер заявляет: « Она может показать любое платье - даже власяница на ней будет как сенсация высокой моды”.

 Итак, в начале следует попытаться раскрыть суть материала, сказать, почему Ваш Герой современен и необычен, о его пути к успеху.  Затем нужно обратиться к образу жизни героя: привести факты о:

- ежедневных привычках,

- расписании работы или путешествий,

- об украшениях в офисе или дома,

- предпочтений в выборе фасонов одежды,

- любимых блюдах,

- выборе физических упражнений,

- развлечениях и

- семейном статусе.

 Миллионерша, производитель париков Наоми Симс, дала автору прекрасное описание своего стиля жизни в интервью по телефону.

 “В свои 28 лет Наоми пользуется всеми преимуществами женщины миллионера-руководителя: лимузин с шофером, драгоценности от Тиффани, одежда от ведущих модельеров, кооператив в Манхеттене, летний дом в Коннектикуте со слугой-мальчиком и поваром. У нее также есть няня из Эквадора, чтобы присматривать за Джоном-Филлипом, 2,5 лет, называемого “Пип” - первый сорт. Ребенок - результат ее продолжавшейся 4 года семейной жизни с родившимся в Британии торговцем предметами искусства, 32-летним Майклом Финдли”.

 Журналист может раскрыть отличительные возможности Героя, последние события, привести высказывания какого-нибудь выдающегося профессионала о Герое очерка, описать стиль жизни ИЛ в настоящее время. Структурные требования короткого БО: - А-В-А-С (настоящее, прошлое настоящее, будущее) - являются стандартным типом построения этой формы статей.

Основа

 Основа БО требует от журналиста выяснения таких данных, как:

  • - место рождения ИЛ,
  • - занятие каждого из родителей,
  • - влияние наследственности,
  • - полученный за время школьных лет опыт, который повлиял на профессиональный выбор этого человека,
  • - мотивы и стремления в юном возрасте.

 Эти вопросы будут касаться ранней стадии карьеры Героя, его неудачах или достижениях, переживаниях, трудных моментов в жизни.

 Необходимо попытаться исследовать все биографическое поле. Если не удалось сделать много открытий по своим задумкам, не стоит огорчаться. Предоставляемый журналисту объем статьи - 600 слов.

 Глава 2. Как подготовиться и провести интервью.

 Столкнувшись с необходимостью получить интервью, многие начианющие студенты-журналисты начинают бояться. Чтобы преодолеть страх, необходимо разделить организационные задачи и приготовления для интервью на число задач, каждая из которых имеет свою цель. Контролируя свой страх, нужно позвонить кому-либо с просьбой об интервью, уделяя внимание только одному звонку в это время. Чтобы все было удачно, следует решить для себя: “С кем я буду контактировать? Что я должен сказать?” Получив надежное согласие на встречу, решайте: “Где я смогу проверить мои вопросы?” и “Как я буду записывать интервью?” Если журналист будет концентрироваться на выполнении каждой задачи, он наилучшим образом подойдет к концу, выполнив то, о чем никогда и не мечтал.

Домашние заготовки: план интервью. 

 Целью журналиста, берущего интервью является получение информации, не публиковавшегося ранее материала. Поэтому, перед проведением интервью необходимо заранее изучить тему и составить план вопросов. Подготовленные заранее вопросы позволят контролировать направление проведения интервью, сохранить профессиональную независимость. Имея составленный список вопросов, автор обретает большую уверенность, потому что он знает, каких целей он хочет достичь во время интервью.

 Если вопросы не сформулированы заранее, это легко может привести к провалу. Одна журналистка, которая интервьюировала целителя психических состояний, призналась в классе, что этот специалист замучил её своим “пустословием”. Пытаясь переделать это интервью в статью, она призналась: “Я чувствовала себя как студент, пытающийся раздуть подготавливаемую семестровую работу” Поэтому подготовленные вопросы являются не только руководством для проведения интервью, но и защитой против людей, стремящихся к саморекламе. Журналист будет способен иметь дело с любой сильной личностью во время интервью до тех пор, пока он не обдумает заранее все то, что нужно выяснить.

 Понимание журналистом своей роли в интервью значительно увеличит шансы в достижении поставленных целей. Роль автора как интервьюера состоит в том, что выступает в качестве следователя, который выявляет и подробно изучает и оценивает информацию. Поэтому во время интервью необходимо чувствовать себя свободным не только расспрашивая, но и удостоверяясь, чтобы понять и проверить правильность полученной информации.

 В качестве расследующего интервьюера автор может, действовать как друг Героя, психиатр или уверенный в себе журналист.

 В начале интервью репортер должен показать свое дружеское участие и понимание. Далее, как психолог, определить точки преткновения ИЛ и способы их преодоления. Временами также он может выступать доверенным лицом Героя для того, чтобы получить правду, в той форме, в какой было бы сообщено близкому другу.

С кем нужно контактировать?

 Для начала - прямо позвонить лицу, у которого репортер хочет взять интервью. Если это невозможно, следует написать письмо. Телефонный разговор наиболее эффективный метод. Поэтому сначала нужно попытаться получить правильный номер телефона интересующего лица.

 Если журналист не может найти место, где записано интересующее  лицо, стоит подумать о компании и учреждении, с которыми это лицо может быть связано. На вопрос “Кому я должен позвонить?” часто следует ответ “Тому, кто выиграет от этой публикации”. А это может быть издатель, личный представитель или агент Героя. Они могут помочь обеспечить необходимую линию связи.

 Если журналист не может найти номер телефона лица, у которого он хотел бы взять интервью, или получить его через служащего, издателя, агента или другого заинтересованного лица со стороны, следует использовать шанс и посетить общественное мероприятие, где личность, у которой нужно взять интервью, может появиться.

Как представиться и объяснить свою цель.

 Нельзя никогда предъявлять фальшивое удостоверение для того, чтобы получить вход в комнату прессы или в первый ряд на концерт, политический митинг или игру. Лучше, не осложнять себе жизнь, пытаясь получить интервью без предварительной договоренности. Если же телефон Героя удалось-таки получить, то затем надо себя спросить: “Что я собираюсь сказать?”

 Многие новички чувствуют себя неудобно, когда просят об интервью. Они думают, что просят об одолжении. На самом же деле все совсем наоборот. Это журналист предлагает кому-то сделать большое одолжение: дает шанс получить известность бесплатно. Поэтому, когда писатель набирает номер телефона интересующего лица, нужно помнить, кто кому делает одолжение.

 Большинство собеседников хочет знать название издания, которое поручает написание статьи. Надо говорить: “Я звоню, чтобы получить интервью для ...” и назвать издание. Затем добавить: “У меня задание написать о ...” - указать суть статьи и фамилию давшего задание редактора и его должность. Если ещё нет задания, не следует раскрывать себя, говоря: “Я студент в журналистике и...” или “Я ранее не публиковался, но ...” Лучше сказать: “Я независимый писатель” и не указывать название издания, говоря: “Я надеюсь печататься в ...”

 Кроме информации о возможной публикации статьи Герой захочет знать что-то о самом репортере “Если слово “независимый” создает какие-то сомнения на другом конце провода, можно предложить свой домашний и рабочий телефон, а также проверенные сведения о последней из своих публикаций.

Право на просмотр рукописи.

 Кроме информации о публикации и удостоверения журналиста Герой в обмен на сотрудничество может потребовать предварительного просмотра материала для внесения изменений в рукопись до ее представления в печать. Могут сказать: “Могу ли я просмотреть статью до того как Вы... “, - по сути, он хочет контролировать содержание статьи. Обычно авторы рассматривают эти попытки как цензуру и отвечают: “Я позвоню и дам проверить все факты и цитаты, за остальное ручаюсь”. Но лучшее-это отнестись с доверием к Герою, и он также ответит доверием Вам.

 Следует проинформировать ИЛ о том, что если публикуемое интервью будет состоять главным образом из его ответов на вопросы с кратким предисловием, автор пошлет все это ему для подписи на каждой странице. Причина ясна, когда публикуемая статья состоит главным образом из прямых цитат, источник должен подтвердить ее или его цитируемые слова для печати, чтобы защитить автора и журнал против возможного обвинения в дискредитации. Когда рукопись будет представлена для подписи, нужно поставить основные условия. ИЛ может только исправлять ошибки в фактах. Сам автор контролирует объем рукописи, включая то какие цитаты в неё входят, какие пропускаются, порядок их расположения, распределение пространства страниц и другие исключительные права.

 Когда специалисты в своем деле, (такие как, например, медики) требуют права просмотра окончательной копии, нужно соглашаться. Если в статье будет иметь место неточная информация, то это повредит их профессиональной репутации. Согласие на проверку всей технической информации до представления статьи необходимо не только для того, чтобы защитить свою репутацию, но в равной степени и репутацию журналиста.

 Если журналист должен убедить очень занятого администратора (руководителя) или имеющего многочисленных пациентов доктора о встрече, нужно быть как можно податливее. Кандидату на интервью позволительно самому выбрать удобный день и время.

 Следует просить о дате встречи, а не пугать ИЛ подсчетом времени, необходимым для всех ваших вопросов. Если кто-то согласился быть интервьюируемым, он найдет время для выполнения исследования, даже если одной встречи окажется недостаточно.

Некоторые люди могут рассматривать просьбу журналиста как посягательство на их личную жизнь. В таких случаях можно прибегнуть к лести. В свое время Барбара Келвс выслушала лекцию по этой проблеме от редактора “People” Крона Джонса. Он рекомендовал, чтобы она использовала комплименты, для получения согласия на сотрудничество со стороны упорствующих личностей. Барбара пишет, что для нее тяжело было говорить бесчувственные лживые комплименты. Но это сработало.

 Опыт показал, что если журналисты хотят подталкивать ИЛ к совместной деятельности, нужно рассыпать такие комплименты, которые все же имеют основания и правдивы. Выданные с энтузиазмом они могут убедить знаменитость в достоинствах проекта автора.

Нужно всегда быть готовым к ответу “нет”, когда предполагаемое ИЛ не хочет видеть журналиста. Следует в таком случае попытаться найти ему какую - то замену. Например, в случае очень знаменитой персоны, взять интервью у кого-нибудь из её окружения. Если журналист хочет задавать вопросы партнерам Героя, в его семье, другим источникам информации, необходимо всё же проконсультироваться с самим Героем. Поэтому не стоит звонить близким друзьям Героя тайно, т.к. иначе он может рассердиться и уже никогда не захочет встретиться.

 Не стоит расстраиваться, если в начале своего исследования знаменитой личности журналисту придется брать интервью в круге ее знакомых. Честность журналиста, открытость его целей могут только создать хорошее отношение к нему и помогут привести, в конце концов, к нескольким часам интервью с Героем.

Где взять вопросы?

 Результаты интервью будут отражать, насколько хорошо к нему подготовился журналист. Необходимо провести домашнюю подготовку. Для достижения хороших результатов, можно использовать информацию о происхождении Героя, о его прошлом.

 Готовясь к интервью, репортер может так же обратиться за помощью к печатным источникам, кругу близких знаменитой персоны и к собственным источникам информации.

Печатные источники.

 Первые рекомендации журналисту - изучить статьи подобные заказанной и предварительно опубликованные в том издании, которое дало задание. Обзор этих статей позволит автору понять типы основных тем, вопросов и той информации, которую от него ждут.

 Кроме опубликованных материалов такого рода в журнале, давшем задание, вторым печатным источником являются газеты или журнальные  статьи о знаменитости - предмете изучения

 БО, или интервью, печатные труды описываемого специалиста.

 Всегда следует спрашивать интервьюируемую знаменитость или специалиста о том, имеются ли неправильно поданные факты в ранее опубликованных статьях. Даже если автор не предполагает наличия некоторых неаккуратностей, нужно задать вопрос: “Что является часто встречающимся мифом о Вас?”, или ”О чем неправильно написал репортер?” Явное желание исправить оплошности предыдущих журналистов - по крайней мере, с точки зрения Героя - может вызвать у него большую искренность.

 В конце концов, статьи других писателей могут вызвать подозрение о характере Героя, его мотивациях или раскрыть противоречия в поле деятельности специалиста. Использование таких подозрений, поможет разработать несколько вопросов с пристрастием. Затем, когда у Героя ослабеет напряжение во время интервью, задать их надо очень вежливо. 

 Барбара Келвс рассказывает о своем интервью с основателем марафона в Нью-Йорке Фредом Лебовым - специалистом по вопросу коммерческих связей с забегами. Она чувствовала себя очень неудобно, расспрашивая о тайных гонорарах чемпионов-бегунов. Поэтому, перед тем как задать вопрос, его предваряла такая фраза: “Суть в том, что я не хочу задавать эти вопросы, но я чувствую, что должна, поскольку это тема моей статьи”. Зная о том, что получить ответы Лебова необходимо, даже если они настроят его против нее самой, потому что она видела цифры расходов бегунов в годовом бюджете марафонского забега в Нью-Йорке. Итак, рассыпая извинения за свои вопросы, Барбара задала их. Ее признание своей вины помогло получить желаемую информацию. Выражение личной ранимости обезоружило Лебова, вызвало его учтивое отношение и сделало его более заинтересованным в исправлении неудобного положения журналистки, чем в защите своих профессиональных интересов как директора марафонского забега в Нью-Йорке. Позднее он писал, что был слишком честен с прессой и случай открытого обсуждения так называемых “тайных гонораров”, был одним из них. Таким образом, допуская колебания, задавая в разговоре трудные вопросы, можно доказать их благоприятность, нежели вредность для осуществления интервью. Но если журналист не подготовится к интервью углубленным изучением опубликованных биографических данных по нужной ему теме, у него не будет достаточных знаний или смелости задавать “неприятные” вопросы.

 Третьим печатным источником, который надо изучить, является любая книга, написанная самим специалистом или о нем, статьи, написанные  специалистом в профессиональных журналах. Доктора, имеющие медицинскую степень или степень доктора философии, часто имеют копии материалов из журналов, могут послать автору фотокопии своих печатных работ. Начало, резюме или приведенные результаты часто понятны и для непрофессионального читателя. Если этого нет, то журналист во время интервью может потребовать объяснения результатов работы в непрофессиональных терминах. Чтобы быть уверенным, конечно, следует взять с собой для выяснения саму работу. До или во время интервью всегда нужно требовать выводы.

 Итак, есть три печатных источника, нужные для подготовки БО:

1) Аналогичные публикации из журнала, в который журналист 

 предлагает свою работу.

2) Вырезки из прессы.

3) Опубликованные источники.

4) Работы самого Героя очерка.

“Внутренний круг" - общие знакомые.

 Работая над БО или интервью с известной личностью, необходимо получить информацию от окружения ИЛ: друзей, коллег, членов семьи - поговорить с ними предварительно до взятия интервью. Такие источники часто выдают сведения, ранее не публиковавшиеся или никогда не высказываемые публично. Подготовительным материалом для записанных на пленку бесед Барбары Келвс с Джуди Коллинс, которые в отредактированной версии представляли собой статью под заглавием “Я смотрела на обе стороны. Теперь...” послужил список пяти друзей, которые хорошо знали певицу народных песен в разных областях ее жизни. Интервью с ними помогли автору понять, как она пыталась быть обычной женой, причины крушения ее семейной жизни и его влияние на карьеру и становление Джуди как певицы. Удалось также узнать много ранее не печатавшегося материала. При требовании получить интервью у знаменитости, коллег или ее друзей, журналист может узнать о: забытых событиях, основных влияниях на нее или поворотных пунктах в жизни тех, о которых ИЛ может и не вспомнить, если бы ни вопросы репортера.

Как записать интервью?

 На окончательной стадии подготовки, связанной с контактами с ближайшим окружением ИЛ или с ним самим, журналист должен обдумать наиболее приемлемый для проведения интервью метод записи и крайний срок его проведения. Обычно в наличии имеются три средства - печатание интервью на машинке, запись его на магнитофон или записывание его от руки. Автор может применить любой из этих методов или любую комбинацию из них. Сказанное слово никогда не бывает таким сжатым, как написанное, поэтому журналист должен отредактировать свои записи в пригодную для публикации форму. Он может сжать цитаты, перестроить их, заменить слова, чтобы сделать язык более живым или конкретным. Но никогда нельзя изобретать идеи, который ИЛ не говорил, и никогда не изменяйте значения слов до того уровня, который ИЛ никогда не предполагал. Публикуемое интервью - это одновременно копия и отредактированная версия первоначальной записи на пленку.

Далее в говорится, что профессиональному интервьюеру следует научиться быстро печатать теукст на клавиатуре, успевая за своим собеседником. Это ускоряет работу многократно.

 Можно записывать интервью от руки. 

 Некоторые журналисты во время интервью используют магнитную запись, делая одновременно пометки от руки.

Глава 3.Как написать новое исследование на старом материале.

 Иногда развитие темы, поднятой в первой публикации, требует дальнейшего, углубленного её изучения и конкретизации в последующих работах.

Выбор предмета описания, требования к теме.

 Барбара Келвс, опытный интервьюер и автор статей, считает, что должны соблюдаться два требования при выборе темы статьи, базирующейся на одном интервью.

Первое - предмет описания должен быть таким, чтобы его можно было бы подать в виде новости.

Второе - новости должны касаться животрепещущих вопросов: здоровье, медицина, психология, бизнес, социология, образование, издательское дело, охрана окружающей среды и т.п.

 Как правило, журналист наилучшим образом пишет о том, что интересует его самого, о том, к чему он относится с большим чувством. Он откроет для себя информационное поле, которое можно разрабатывать, если на момент задумается "какие вопросы я действительно знаю или действительно хочу знать лучше?"

Например, одна из студенток, изучающих журналистику, боялась летать на самолетах. Она нашла клинику, занимающуюся исправлением поведения людей, в частности, излечением аэрофобий. Она взяла интервью у директора клиники на тему: как страх полетов препятствует молодым служащим сделать следующий шаг в их карьере для лучшей оплаты, более ответственной работы, которая связана с путешествиями на самолетах.

 Другая студентка прошла учебный курс оказания первой помощи детям. Она поняла, что и другие матери, родившие первого ребенка, тоже захотят прочесть о советах ее учителя. Она опубликовала ряд статей в национальном женском журнале.

 Если любознательность журналиста направлена на медицинские темы, можно позвонить в наиболее доступный исследовательский центр, отделение госпиталя или имеющую соответствующую репутацию университетскую лабораторию и попросить помощи у одного из штатных сотрудников в определении соответствующей профилю учреждения темы, основанной на проведенных в последнее время в лаборатории и уже известных исследованиях. Если же областью интересов репортера является психология или социология, следует обратиться к телевизионным беседам, чтобы выяснить, какой специалист ищет известности для своей новой опубликованной книги и, при соответствующем подходе, это вызывает у вас доброжелательное к нему отношение. Позвоните в ту местную организацию, чья деятельность пришлась вам по душе, и спросите, "Что у Вас нового и что заслуживает публикации в печати?" Таким образом, если честно определить для себя область интересов, такая направленность приведет журналиста в местный исследовательский институт, на телевидение, в организации, не преследующие получение дохода. А может быть куда-то еще, где знающий персонал может подсказать актуальную для информации тему, которую бы в дальнейшем разрабатывал журналист.

Требования к эксперту.

 Как журналист может быть уверен в том, что специалист, предлагающий ему своевременную тему, действительно обладает высокой квалификацией в соответствующей области? - Обычно рекомендуется сразу приступить к проверке его специальности по образованию, участию в университетской деятельности, полученной степени и соответствующих журнальных публикаций.

 Если специалист связан с серьезными исследованиями и не умеет общаться по теме разговорным языком, журналист может написать статью, найдя ему замену.

 Необходимо выяснить, есть ли у специалиста способность к переводу технического жаргона на язык, приемлемый для читателя. Во время предварительных переговоров нужно попросить специалиста обобщить открытия, новые взгляды или новое развитие в данном вопросе. Если эти ответы отличаются наличием в них неопределенных общих замечаний или односложностей, можно отложить все и поискать ответы где-нибудь еще. Автор не может рисковать, имея дело с некоммуникабельным авторитетным источником информации, или кем-то боящимся открыто говорить с прессой.

 Надо всегда следить за тем, чтобы ответы специалиста не были черезчур трудными для понимания обычным средним читателем. Если этого нет, можно прервать разговор и предложить: “Не могли бы Вы изложить это языком, понятным для обычного читателя?” Если же специалист настаивает на введении технической терминологии, тогда необходимо принять на себя выполнение краткого предисловия который смог бы понять читатель. Скажем “Вы подразумеваете ...” и, затем пусть идет формулировка в разговорной манере того, что специалист хотел сказать специализированными словами. После нескольких “одновременных переводов” специалист обычно понимает намек и говорит уже нормальным языком так, как это он обычно это делает в разговоре с водителем автобуса или с бакалейщиком. Если же специалист настаивает на применении технического жаргона, в этом случае, посредничество автора может снова направить интервью в нужное языковое русло.

 

 Форма написания статьи на одну тему. Начало.

 Начало статьи с одной темой содержит основную информацию, главную мысль. Оно раскрывает также актуальность темы, отвечает на вопросы: “Что нового сообщается?”, “Что представляет собой тема?”, “На какую читательскую массу направлена эта публикация?”. Новости, содержащиеся в теме, выражаются обычно в первом разделе. Статья по одной теме “Рыба для здоровья”, которая вышла в июле 1985 г. в журнале “Вог”, начиналась следующим образом ...

 "Чем больше мы узнаем о здоровом питании и поддержании физической формы, тем более разборчивыми мы становимся в еде" этот своевременный интерес к питанию и связанной с ним изобретательностью хорошо демонстрируются во фразе "Потребление рыбы - всегда на высокий уровень". "Мы" - кому адресована эта статья, озабоченные тем, как правильно питаться для того, чтобы оставаться в хорошей физической форме».

 По существу эта статья в национальном журнале выражает важность проблемы, решение и причины. Она сужается по тематике в новой проблеме питания, возникшей благодаря движению по сохранению физической формы - как есть, чтобы сохранить здоровье и бодрость. Журнал предлагает этот материал читателям, а затем пишет об исследованиях, подтверждающих такой выбор в диете.

 Следующая статья посвящается руководителям бизнеса в г. Нью-Йорке. Однако её начало также отражает структурное построение - проблема, решение, причины. Журнал "People” привлекает внимание читателей к новой теме о бюджете, которая выражена в статье "Цены на лимузины растут". Она советует пользователям лимузинов увеличивать или ограничивать свой бюджет на это расточительный расход из-за ожидаемого подъема цен на прокат лимузинов. Анализ показывает успехи начала статьи, если оно состоит, безусловно, из определений.

 Рассматривая образцы начал статей с одной темой для национальных и столичных журналов, ясно, что журналист может получить хороший отклик на начало материала, если до него, во время и после интервью он спросит: "Какая проблема лежит в основе новой темы", "В чем заключается причина и обоснование?", "Какие существуют решения?", "Почему это все?", "Что читатели захотят знать об этом?" Какой бы метод ни взял бы на вооружение автор, если начало статьи включает в себя своевременную тему, интересующую читателей, оно создаст причину для продолжения чтения.

Требования к приводимым цитатам.

 Использование цитат в публикации помогает увеличить эффективность репортажа и качество творчества журналиста. Они очень важны для статей с одной темой. Цитаты придают раскрываемой теме непосредственность, потому что комментарии специалиста позволяют использовать или понимать самые последние данные или события глазами знающего человека. Цитаты развлекают, потому что они ломают безличный язык автора статьи по теме и заменяют его выражениями личного характера, в разговорной форме, идущими от специалиста к читателю.

Во время интервью можно задавать вопросы такого типа: “Можете Вы дать этому определение?” “Можете Вы указать причину этого?” “Можете Вы уточнить?” “Не могли бы Вы поделиться своей интуицией?” “Не могли бы Вы дать пример?”, “Как Вы это оцениваете?” ”Не будете ли Вы любезны подвести этому итог?”

 Хорошо, если журналист может сжать ответы, перестроить порядок их следования, поменять расположение фраз в предложениях, убрать повторения и лишние слова или опустить места, чрезмерно насыщенные мыслями, заменить сказанное на написанное. Но он не может изобретать идеи, которые специалист никогда не высказывал или вносить самовольное, побочное значение в мысли авторитета.

Журналист должен точно изложить информацию, выдаваемую знатоком. Когда автор закончит статью с одной темой, нужно будет позвонить и прочитать своему собеседнику все цитаты - не для одобрения, а для проверки их точности.

 Сам автор является окончательным судьей в решении вопроса об употреблении цитат.

Выводы и краткие рекомендации.

Рекомендации по написанию биографического очерка

 1. Необходимо выбирать личность, которая профессионально уже утвердила себя для того, чтобы не пришлось заниматься надуманным описанием.

 2. При проведении интервью всегда действовать как профессионал, который хочет получить наилучшие ответы, а не как человек, желающий понравиться.

 3. Следует изучить биографические факты из жизни своего героя, чтобы понять, что движет им, а не верить ему на слово.

 4. Журналист должен помнить о структурных требованиях БО во время подготовки и написания материала:

·  Энергичное начало - о современной необычности героя,

·  как это было им достигнуто,

·  подтверждение этого со стороны выдающегося деятеля данной отрасли,

·  стиль жизни героя

логически структурно построенная хронология жизни от ранних лет до планов на будущее.

 Рекомендации по написанию интервью с одной темой.

 1. Следует искать информационное поле, представляющее личный интерес для написания статьи нужной и своевременной. Так, чтобы автору самому было и приятно и интересно изучать выбранную тему или знать о ней больше.

 2. Нужно выбирать признанного, хорошо выражающегося, информированного авторитета, чьи рекомендации могут обеспечить доверие к раскрываемому вопросу.

 3. Рекомендуется подготовиться к интервью таким образом, чтобы можно было помочь эксперту перевести безликий язык терминов в разговорный.

 4. Необходимо прислушиваться к ответам специалиста. Не колебаясь просить его перефразировать технический жаргон в том момент, когда он употребляется.

 5. Во время проведения интервью не забывать критиковать тезисы авторитета и включать оправдания специалиста в представляемый материал.

 6. Наметить контуры своей статьи так, чтобы каждый факт дополнял информацию о расследуемой теме. Придерживаться выбранной темы до конца.

 7. В статье не забывать упомянуть об имеющихся у специалиста рекомендациях, которые убедили автора в том, что его жизненный путь авторитета или современные знания по теме статьи всеми признаны.

 8. Хорошо выбирать те цитаты, которые свидетельствуют о нём как об авторитетном аналитеке по данной теме.

 9. Нужно писать и переписывать свой материал до тех пор, пока не исчезнет вся неопределенная риторика, как из собственной прозы автора, так и из приводимых цитат специалиста.

 10. Позвонить специалисту и прочитать ему все цитаты для проверки их фактической точности.

 11. Дать свою оценку - мнение по теме в конце статьи. Это право журналиста.

*

Библиография.

1.    Norman B. Mayes “Journalism”, Lexington, 1984

2.    Lucile Vaughan Payne “The Lovely Art of Writing”, Chicago, 1970

3.    Barbara Kelves “Basic Magazine Writing”, Cincinnati, Ohio, 1986

4.    Ernest E. Man “The Free - Lance Writer’s Survival Manual”, Chicago, 1981

5.    Barnett & Studd s “Practical Guide to Writing”, Boston, 1980

6.    Metzler K. “Newsgathering”, Prentice Hall, 1979

7.    С. Скотобойников и В. К. Юрьев “ Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы”, Москва, 1993.

*


вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru