РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра массовой коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Введение в теорию массовых информационных процессов»

Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: кандидат философских наук Пряхин М.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

 

Описание курса

ЦЕЛЬ КУРСА

 - дать системные представления об информационных процессах в природе и обществе. Курс подготавливает к освоению дисциплин специализации, в частности, «Основы риторики», «Работа журналиста в газете», «Радиожурналистика», «Тележурналистика».

Организационно-методическое построение курса.

Курс предусматривает 8 лекций и 8 семинаров в течение одного семестра. В средине семестра – промежуточный тест. В конце семестра предлагается тест по всему содержанию.

Условия выставления оценок:

Студент должен выполнить 2 аттестационные работы: промежуточную и итоговую.

Балльная структура оценки:

Внутрисеместровая аттестация – до 50 баллов

Итоговая аттестация –  до 50 баллов

Всего максимум – 100 баллов.

Шкала оценок:

Баллы БРС

Традиционные оценки РФ

Оценки ECTS

95-100

5

A

86-94

B

69-85

4

C

61-68

3

D

51-60

E

31-50

2

FX

0-30

F

Правила выполнения письменных аттестационных работ

Промежуточные тесты из 25 вопросов (с 4 вариантами ответов) выполняются 30 минут каждый.

Темы лекций

1. Понятие о массовых информационных процессах (МИП)

2. Культура и массовая коммуникация

3. Речевая деятельность

4. Предмет науки о коммуникации (пропагандологии)

5. Биологические основы коммуникации

6. Происхождение речи

7. Типология влияний

8. Системное представление о слове

9. Строение слова

10. Система элементов зрелища

11. Магичность слова

12. Имя

13. Типология систем средств массовой коммуникации

14. Проблемы подготовки журналистских кадров

 

1.    Понятие о массовых информационных процессах (МИП)

Основные философские категории: материя, энергия, информация.

Что такое информация. Закон сохранения информации.

Два подхода к пониманию информационного производства. Понятие МИП официальное (технократическое): сбор, накопление, обработка и передача информации. Религиозно-философское понимание: воплощение духа и одухотворение плоти.

Литература
  1. Дёмин А.И. Информация как всеобщее свойство материи. 1996.(http://prvinform.narod.ru/)
  2. Гуревич И. М., Урсул А.Д. Информация – всеобщее свойство материи: характеристики, оценки, ограничения. М. Либроком, 2013

2.    Культура и массовая коммуникация

Культура как триада: система общественных запретов,  идеалов, и достижений. Функция культуры - реализация идей культа (Флоренский). Культура и цивилизация (Шпенглер). Столкновение цивилизаций (Хантингтон С.).

Основы православной цивилизации: Декалог и Закон Христа. Религиозно-мистическая сущность информационных войн.

Литература

1.     Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Эксмо, 2003. – 640 с.

2.     Флоренский П.А. Автореферат//Сочинения в 4 т. М.: изд-во "Мысль", 1994.- Т.1, с.37-43. (http://rudn.monplezir.ru/florensk_avtoref.htm)

3.     Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.

4.     Шпенглер О. Закат Европы. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.Т.1-2. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php)

5.    Речевая деятельность

Две стороны человеческой деятельности: «обработка природы человеком и обработка человека человеком» (Маркс К., Энгельс Ф.). Общение как обработка человека человеком.

Пять типов деятельностей (целевых функций рода): сохранение рода, продолжение рода, производство средств к жизни, распределение средств к жизни, общение (коммуникация). Пять типов функционеров: «воин», «мать», «работник», «хозяин» и «учитель». Их воспроизводство через воспитание. Проблема общественной гармонии.

Закон сохранения рода и влияние субъективного фактора (коммуникации, речевой деятельности) на соотношение общественных функций.

Литература.
  1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.
  2. Пряхин М.Н. Приоритеты общества и официальная пропаганда // Философские проблемы массовых информационных процессов. Москва: УДН, 1990.

6.    Предмет науки о коммуникации (пропагандологии)

 Универсальная модель деятельности «цель – субъект – средство – объект». Специфика данных элементов в коммуникативной деятельности: субъект = «коллектив+личность»; средство = «канал+текст», объект = «коллектив+личность», цель = «изменённый коллектив + изменённая личность». Общение (коммуникация) есть важнейший вид общественного производства - производство субъектов деятельности (воспитание функционеров и организация коллективов).

Предмет пропагандологии: цепочка, включающая в себя «коллектив» - «личность» - «канал» - «текст». «Информационное производство» как самостоятельная отрасль промышленности и сфера общественной деятельности.

Основные принципы системного анализа средств массовой коммуникации: изучение субъекта, средств, аудитории, целей. Междисциплинарный характер коммуникативных исследований.

Литература
  1. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М.1979.
  2. Дрешер В. Организация информационного производства. М. 2006.
  3. Ленин В.И. Что делать?

7.    Биологические основы коммуникации

 Общение как функция живой материи. Человек как излучатель энергии. Эффект межклеточной связи (Клив Бакстер; академик Казначеев В.П.). Исследования ауры (Райхенбах К., Килнер У., Норкевич-Йодко Я.О., Кирлиан). Сердце как орган высшего познания (Войно-Ясенецкий В.Ф.). Академик И.П.Павлов о механизме мышечного восприятия сигналов внешней среды. Священное Писание о функции сердца.

Литература
  1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, Душа и Тело. М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 1997.
  2. Ильин И.А. Поющее сердце (книга тихих созерцаний)
  3. Казначеев В.П. Учение о биосфере. М.: Знание, 1985.
  4. Cleve Backster "Primary Perception. Biocommunication with Plants, Living Foods, and Human Cells", White Rose Millennium Press, 2003, 168 p.

 

8.    Происхождение речи

 Теория антропогенеза Б.Ф.Поршнева. Суггестия как механизм приспособления в среде хищников, средство управления поведением на межвидовом уровне. Суггестия и прескрипция – две фазы речевого воздействия. Эволюции второй сигнальной системы: от суггестии к контрсуггестии (критическое мышление) и – контр-контрсуггестии (логическое мышление).

Литература:

1.     Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история//История и психология. М.,1972.- С,7-39.

2.     Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: «Мысль», 1972. – 484 с.

3.     Вите О. Т. Творческое наследие Б. Ф. Поршнева и его современное значение // Полития, 1998, № 2.

9.    Типология влияний

Два уровня воздействия: «доречевой» ("заражение" и "подражание") и собственно речевой (внушение и доказательство). Факторы эффективности влияний на человека.

Литература:
  1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни.
  2. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет»,  1995. – 316 с.
  3. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история//История и психология. М.,1972.- С,7-39.

 

10.                       Системное представление о слове

Учение Флоренского о слове как живом организме и энергийном символе.

Понятие «символ» (действительность, которая больше самой себя Флоренский). Cимвол как связующее звено между субъектом и объектом. Акт познания как «синергия» - слияние энергий субъекта и объекта. В слове осуществляется акт познания.

Слово как проявление энергии личности. Высказывание - функция слова. Слово невысказанное (мысль) и высказанное (речь). Слово как воздушный организм.

Литература

 

1.      Флоренский П.А. Имеславие как философская предпосылка. // Сочинения в 2 т.т. М.: Правда, 1990. Т. 2, С.281-321.

11.                       Строение слова

 Триединство фонемы, морфемы и семемы («звука», «буквы» и «смысла»). Чтение вслух написанного – с одной стороны как акт «растроения» внимания, а с другой - акт «строения» трёх ипостасей слова в целостное органическое единство речи. Самостоятельные смысловые слои текста (в звучании, написании и содержании). О троекратном прочтении текста.

Физиология восприятия речи как активный имитативный процесс, редуцированного проговаривания услышанного.

Литература
  1. Флоренский П.А. Строение слова//Соч. в 4 т.т. Т.3(1). М.: «Мысль», 1999. С.212-229.
  2. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история//История и психология. М.,1972.- С,7-39.

12.                       Система элементов зрелища

Зрелище-действие как воплощение слова. Триединство технических, исполнительских и содержательных элементов.

Типы технических элементов зрелища: «Титр» (буквы, надписи), «Фонограмма» (звуковое сопровождение), «Внешность» (ораторская внешность, костюм и обстановка), «Изоматериал» (иллюстрации, картинки и др. изображения), «Реквизит» (предметы манипуляции оратора).

Типы исполнительских (актёрских) элементов: «Текст» (программа поведения оратора), «Речь» (характеристики звучащей речи), «Контакт» (живая связь с аудиторией), «Мимика» (эмоции, выражаемые на лице), «Телодвижения».

Типы содержательных элементов: «Тезис» (главная мысль оратора), три типа аргументов, с помощью которых обосновывается тезис – «Общие истины» (анонимные высказывания, которые представляются абсолютно бесспорными, например, пословицы, афоризмы и т.п.), «Свидетельские показания» (неанонимные высказывания авторитетных лиц), «Документы» (вещественные доказательства, письменные источники, официальные документы и т.п.); пятый элемент – «Логика» (свойство последовательности и непротиворечивости изложения).

 Практическое применение этой типологии в виде "Таблицы элементов зрелища (действа)" как универсального инструмента анализа текстов.

Литература:

1.     Пряхин М.Н. Телевизионный оратор// Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М.: изд-во УДН, 1996, с.48-64 .(http://rudn.monplezir.ru/tvorator.htm)

13.                       Магичность слова

Магия в понимании Флоренского как процесс живого общения человека с живой природой. Оккультные энергии слова. Магическое воздействие энергии человека речи на воду (опыты Масару Эмото) и живые объекты (практика Л.Бёрбанка по выращиванию кактусов без колючек и др.).

Литература:
  1. Эмото Масару. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. - М.: ООО Издательский дом «София», 2005. -96 с.
  2. Флоренский П.А. Магичность слова//Соч. 4 т.т. Т.3(1). М.: «Мысль»,1999. С.230-248.

14.                       Имя

Имя как двойник человека или вещи. Древние представления о природе личного имени и функций его: имя представляет носителя, имя влияет на своего носителя, имя тождественно носителю. Имя как орудие заклинания и призывания (причины табуирования имён). Флоренский о влиянии личных имён на своих носителей. Проблема имеславия в русской религиозной философии.

Современные психофонетические исследования Журавлёва А.П. Компьютерные программы психофонетического анализа (сайт analizfamilii.ru). Нейминг как аспект создания бренда.

Литература

1.     Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., 1981.

2.     Журавлёв А.П. Цветная музыка стиха.

3.     Флоренский П.А. Имена. Метафизика имён в историческом освещении // Соч. в 4 т.т. – Т.3(2). – С.159-358.

4.     Флоренский П.А. Священное переименование. Изменение имён как внешний признак перемен в религиозном сознании. М.: изд-во храма св.мчц. Татианы, 2006. – 360 с.

5.    Типология систем средств массовой коммуникации

Пять систем средств массовой коммуникации (ССМК) развитого классового общества: две из которых ("Карнавал" и "Собрание") - относятся к разряду живых, естественных; две ("Книга" и "Фильм") - технических; и одна ("Сеть") - смешанная система массовой коммуникации. О взаимодействии ССМК между собою: борьба господствующих и негосподствующих классов посредством технических и живых систем массовой коммуникации. Сила живых систем – в использовании механизмов заражения и подражания. Сила технических систем – в всеохватности, использовании механизмов внушения и доказательства.

 Таблица сравнительных характеристик ССМК.

Принцип планирования комплексного использования ССМК в пропагандистских кампаниях: «От «Сети» к «Карнавалу».

Интернет как орудие вторжения. Ослабление суверенитетов в эпоху глобального сетевого общества. Сеть против иерархий. Ответные меры суверенных государств. Усиление цензуры и противостояние цивилизаций.

Литература

1.      Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М.: УДН, 1979. Гл.2.

2.      Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

 

6.    Проблемы подготовки журналистских кадров

Определение понятия «журналист» в свете классической риторики. Журналист как представитель общественного мнения. Разрушительное влияние журналистики в рыночном обществе. Массовость журналистской профессии

Факультеты журналистики как риторические школы. Потребность  в разработчиках изданий. Блогерство. Модель учебного процесса для подготовки квалифицированных журналистов.

Литература

 

  1. Пряхин М.Н. Стратегия журналистского образования //Вестник РУДН. Сер. литературоведение и журналистика. 1996. № 1. – С.103-110.
  2. Егоров В. Неоконсерватизм и государственная политика в области СМИ // Основы журналистского образования. Сб. под ред.  Буданцева Ю.П. М. 2001.

вверх


© Пряхин М.Н..| zavetspisok@yandex.ru